Русское оружие на "заднем дворе" США
Среди срочных мер в которых нуждается армия Аргентины, значится обновление вертолетного парка. Планируется, кроме организации капремонта тех трех спасательных Ми-171Е, купить в России еще 5 (3, потом еще 2) подобных машин для использования со сходными целями. Этот контракт уже, как сообщают аргентинские СМИ и блоги (у нас информацию по экспортным контрактам найти чуть ли не сложнее порой, чем по поставкам в ВС РФ – опасаются подлостей со стороны США, понятное дело) находится в стадии подписания.

Кстати, с организацией капремонта тех трех вертолетов не все гладко – из-за действия коронавирусных ограничений процесс затягивается. Также аргентинцы рассчитывают пополнить свой парк «более чем 20–30» (20 точно для сухопутных войск и еще не менее 20 машин для ВВС) транспортно-штурмовыми вертолетами, и в этом качестве рассматривают Ми-171Ш. Россия предлагает организацию сборки этих машин из машинокомплектов, организацию сервис-центра, который будет обслуживать машины в регионе (то есть возможности заработать) и прочие блага. Но это, в общем, стандартные механизмы работы с клиентами. Есть интерес и к ударным Ми-35М2.
Россия также, как сообщают, предложила Аргентине закупку пары десятков многофункциональных легких экспортных истребителей МиГ-29М/М2 или же МиГ-35 и МиГ-35Д. Аргентинцы давно пытаются приобрести новые боевые самолеты, но, как говорится, «англичанка гадит». Нынешняя Британия, конечно, даже не тень себя минувшей, а кусок тени. Но уж Аргентине нагадить в состоянии, чем и занимается.
Буэнос-Айрес пытался приобрести «якобы боевой» учебно-боевой истребитель FA-50 у Южной Кореи (крайне сомнительный вариант, на который решаются или от жадности, или от безысходности, как Филиппины). Но Лондон заблокировал сделку, потому что и в этих самолетах были британские агрегаты. Та же история была с итальянским «братом» нашего Як-130, М-346 «Мастер» – опять британцы помешали, хотя чем им не угодил совершенно беззубый и позиционируемый, в отличие от старшего российского брата, как чистый «тренер», М-346 – сказать сложно. Вероятно, просто могли сделать гадость – и сделали.
Некоторые аргентинские СМИ лоббируют «настоящий боевой самолет, за который долго не будет стыдно» – это «Грипен-NG», мол, бразильцы купили, надо и нам такой. Конечно, это тоже не лучший вариант, да и его опять заблокируют. Были варианты купить, можно сказать, со свалки израильских «Кфиров», но с них уже песок сыпется не менее, чем со «Скайхоков». Подержанные французские «Мираж-2000-5» – опять на горизонте возникает Лондон и уговаривает Париж отказать, потому что у «Миража» хороший набор ударного вооружения, а на «краденых островах» нет нормальной ПВО. В общем, Буэнос-Айрес заинтересовался китайско-пакистанским JF-17 c российскими двигателями. Но их смущают возможности самолета и пресловутое качество.
Остается Россия и МиГи – нам глубоко наплевать на мнение Лондона, и сделать ему «приятно» мы возможности не упустим. Тем более что российский посол в Аргентине пару лет назад вполне открыто поддержал притязания страны на спорные острова, понятно, что под соусом «дипломатической борьбы за возвращение суверенитета».
Рассматривая сначала вариант МиГ-29СМТ, аргентинцы сейчас больше склоняются к куда более современным вариантам МиГа. Истребители марки «Су», очевидно, считаются ими слишком дорогими и тяжелыми для небогатой страны, хотя они куда больше подошли бы по радиусу действия – Аргентина немаленькая. Про взятие в аренду или покупку Су-24М речи пока не шло, но мало ли – еще всплывет?
Россия предлагает аргентинским ВС современные системы ПВО, правда, какова номенклатура – аргентинцы пока не сообщают. Заинтересованы там и в системах РЭБ российского производства и РЛС различных типов.
Аргентина очень заинтересовалась и российскими беспилотниками, начиная от малых аппаратов типа «Тахиона». Особенно их заинтересовали «Орлан-10Е», и, вероятно, экспортная версия нового «Орлана-30». Причем им интересно то, что «Орланы» несут огромный набор разведывательного оборудования – визуальной, тепловизионной разведки, радиотехнической разведки, передатчики помех, оборудование для целеуказания и даже легкие ударные возможности, реализованные, на самом деле, на «Орланах» достаточно давно.
Как пишут аргентинские издания, за «Орлан» хорошо говорят «военные кампании в Сирии и Ливии. Им нравится невысокая цена, простота, надежность, проверенность «Орлана», устойчивость к помехам и даже возможности управления им в том числе и через сотовые системы связи 3G/4G, что, видимо, важно для небогатой армии страны. Заинтересованы там и в новейшем серийном «Орионе-Э» («Иноходец»), но пока так – на уровне мечтаний.

Для аргентинской армии назрел вопрос замены бронетехники. Но если вопрос с заменой танка ТАМ (который средним считают сами аргентинцы, но, выполненный на базе БМП «Мардер», он явно является легким) пока не стоит на повестке дня – на это пока денег не дали. Замена самоходных противотанковых пушек SK-105 «Кирасир» на повестке дня стоит, но пока не на что тоже их менять.
Зато по замене БТР типа М113 и ряда других устаревших бронемашин в армии и морской пехоте – уже есть конкурс. Выбор будет вскоре сделан между VCBR 6×6 Guarani, разработки IVECO и производимыми в Бразилии; 8х8 Stryker M1126, американский, конечно, от GDLS; китайский 8х8 VN-1 (экспортная версия ZBL-09) от NORINCO и нашими БТР.
Россия предлагает на выбор или БТР-80А, или БТР-82А, или более продвинутый БТР-82АТ с тепловизионным прицелом и навесным бронированием, а также командирский БТР-80К и БРЭМ-80К. Первоначальная партия может составить чуть более 30 машин, с закупкой следующих партий примерно такого же размера, хотя конечный объем поставок пока не определен. Точнее так – планируется перевооружить 3 механизированных бригады, 9-ю, 10-ю и 11-ю, базирующиеся в Патагонии и Ла-Пампе, каждой из них требуется от 200 до 300 (странный какой-то штат у бригад, больше на дивизию похоже) машин, и 50 для морской пехоты, что означает заказ от 650 до 950 машин, но тут уж как у страны денег хватит. Потенциально кусок достаточно «жирный и вкусный», но, возможно, что бифштекс окажется сделанным из сои и для веганов.
В последнее время аргентинцы больше склоняются к нашему предложению. Дело в том, что и «Гуарани», который, по большому счету, не соответствует техзаданию армии страны, которая хочет только 8х8, и «Страйкер» слишком дороги, да еще и с проходимостью у них, особенно у последнего, сильно так себе. Китаец дешев, примерно на уровне наших машин, но против него идет не слишком позитивный опыт эксплуатации их в морской пехоте Венесуэлы, о чем в Аргентине как-то узнали. Российская машина проверена множеством войн. Да и хорошие показатели живучести БТР-82А в ходе недавних эпизодов в Сирии тоже в Аргентине вызвали отклик. К тому же нравится и оснащение машины 30 мм пушкой и гранатометом, чего не предлагают другие участники (а если предложат, то ценник будет совсем-совсем другой). К концу лета 2021 года станет известно о результатах тендера.
Интересны аргентинцам и «Тигры-М», и ряд других колесных бронемашин нашего производства. Хотя тут высоки шансы и бразильского лицензионного варианта всем известной IVEKO «Рыси», которая состоит на вооружении в десятке стран, включая и Россию. А вообще, как известно, в сфере оружейного бизнеса очень многое решается через политическое давление и банальную коррупцию. Так что неизвестно, кто и что выберет в итоге.
Одно из самых «затратных» предложений ОПК России для Буэнос-Айреса сделано для флота. А точнее – для подводных сил ВМС страны. После трагической потери ПЛ «Сан-Хуан» 3 года назад, в поисках которой живейшее участие принял наш разведывательно-гидрографический корабль ГУГИ ВМФ «Янтарь» (он, конечно, официально гидрографический, но в это в мире мало кто верит), о чем в Аргентине хорошо помнят.
Систершипу «Сан-Хуана», лодке типа TR1700 «Санта-Крус», построенной в середине 80-х требуется замена. А уж лодке проекта 209, постройки 1973 года, «Сальте» – и подавно. «Сальта» находится в резерве и вряд ли оттуда выберется. А «Санта-Крус» в ремонте, но закончат ли его когда-то или нет – непонятно.
Россия предлагает Аргентине построить пару новейших ПЛ типа «Амур» (экспортная «Лада» пр.677 или в модернизированном виде – 06771) в модификации, максимально приближенной к самой «Ладе» – «Амур-1650». Очевидно, малые проекты ПЛ типа «Амур-950» и П-750Э страну вряд ли заинтересуют – у них океан, а не моря и заливы.
Предложение интересное, но и недешевое. И найдутся ли на него деньги у Буэнос-Айреса – вопрос. На остальное, перечисленное выше, нашлось бы хоть. Да и с самими «Ладами» долгое время была куча производственных проблем. И только недавно вопрос сдвинулся с мертвой точки в нужном направлении.
Также Россия предлагает стране малые боевые катера, в том числе штурмовые БК-10 и БК-16 от «Концерна Калашников». Причем, как с катерами, так и лодками, предлагается наладить сборку их на национальных верфях. Опыт сборки ПЛ у местных верфей имеется, правда, очень давний. Но, как уже было сказано, в скорую покупку лодок как-то не верится совсем.

Аргентинские блогеры также задаются вопросом, мол, а чем платить за поставки той же России?
И находят ответы – концессиями и лицензиями на разработку природных ресурсов, которыми страна не обделена. Например, урановыми рудами или углеводородами. Кроме, конечно, живых денег и, вероятно, кредитов.
А также ходят слухи о том, что в счет оплаты поставок России в числе прочего могут предложить пункт базирования или ПМТО флота вместе с аэродромом. Это, конечно, только ничем не подтвержденные слухи. Но, если разобраться, на пути в Антарктиду российскому флоту нужно нечто подобное. А то вдруг опять у «Севморпути» лопасть винта поломается, и в порты атомное судно пускать не будут в разных странах, страдающих неврастенией.
Да и в свете вероятных претензий в будущем ряда государств на пересмотр статуса Антарктиды – тоже лишним не будет. Есть, конечно, некие наметки по ЮАР. Да и в Анголе наши военные корабли и самолеты готовы принять. Но это – совсем с другой стороны Антарктики.
Время покажет, что выйдет у России из этого «аргентинского танго» вокруг поставок оружия в эту страну.
Комментарии