О самости
На модерации
Отложенный
О самости из Бермана: Нахаш принадлежит, по-видимому, к тем огромным существам "эт hа таниним hа гдолим" (Б.1:21),которые на Пятый День Творения сотворены (бара) Богом в качестве мистической основы и энергетического источника всего царства живых существ. Нахаш-одно из царствующих начал в животности. Собственное место
обитания такого рода начал не на Земле, в мире Делания, Асия, и даже не в мире Создания, Иецира (к которому близок мир Эдена),а в мире Творения,Брия. В Эден Нахаш переместился, судя по всему, не оттуда, откуда все звери и птицы, приведенные к человеку.По происхождению у Нахаша высокий духовный статус,вполне односторонний, но конкурентный человеку.В корне слова "нахаш" (змея) есть смысл, который предполагает обладание
особыми и мощными знаниями, умениями, интуицией. Специализированная духовная функция Нахаша видна из того,что он "арум",хитер, "хитрее всех зверей,которых сделал Господь Бог". Нахаш-метафизическое начало и высшее выражение животного ума ("арма") как такового.Основное качество Нахаша -ворожба умом.Всякое животное (и животность в человеке) "хитро" от Нахаша и силою Нахаша.В Нахаше самом по себе зла нет. Чувство жизни всякого животного основано на диспозиции "тов-ло тов",хорошо для себя-не хорошо для себя. Таков закон жизнедеятельности животного. По-видимому, эта
основополагающая диспозиция чувства жизни выражена в Нахаше в крайних ступенях самоутверждения и самовластности, доведена до голого "себе", только себе, себе абсолютно. Потому-то в чувстве жизни Нахаша нет места Богу.Нахаш -крайне односторонняя сущность животного мира.Эта
односторонность его-как в его жизнестремлении:исключительно во благо себе, так и в средствах исполнения этого стремления: исключительно "хитростью", ворожбой ума.Поэтому Нахаша можно осознать как символ Самости,пользующейся всей мощью изощренного ума.Гашем Элоким, Господь Бог-Тот,Кто направляет и ведет человека-велел человеку есть от "всякого дерева" и не есть от Древа познания.Это-заповедь Бога свободноволящему человеку. Нахаш не в состоянии осознать, что такое свобода, что такое заповедь, да и не знает о существовании Господа.
Ему известен только Творец,Элоким,дающий законы, действующие с природной необходимостью. Словосочетание "амар
Элоким", которое употребляет Нахаш, указывает не на веление Господа Бога,на заложенный Творцом незыблемый закон, не предусматривающий свободную волю исполнителя.Нахаш живет в мире закона. Вот его логика: если бы Бог сказал ("амар"):"не ешьте"-то вы и не сможете есть! Но в вас, объясняет Нахаш, заложен совсем другой закон: вам хочется есть.Так ешьте!Нахаш обладает изощренным интеллектом, но не несет в себе высшую душу от Бога, нешама, и потому не в состоянии различать благо душевной жизни и приятность плотско-эмоционального существования.
Нахаш -- существо "ворожащее умом". Человек,перед которым в Эдене была Богом поставлена задача сознавания, познавания и называния.Во исполнение этой задачи человек принимал в глубины себя те животные сущности, которые были "приведены" к нему. Нахаш пришел сам, но имел такую же возможность внедрения в человека;общаясь с человеком, он в некотором смысле становился им,прививал ему свои качества. И главное-свое жизнечувствование самости.И свое качество "хитрости" и ворожбы.Мы,люди, знаем в себе эти качества и свойства жизнечувствования Нахаша.Бог, как и все мы, желает блага Себе -- считает Нахаш. Люди созданы как подобие Его.Так будьте подобны Ему! Ведь данный вам запрет Бога-пустые слова, не те слова-законы, которыми Он правит в Мире. В действительности Божий закон в людях один наслаждаться жизнью! Вот истинное естество,естество, которое от Бога. Ешьте-раз голодны! Раз есть хочется! И от того, от чего хочется! Данный вам запрет умышленно противоестествен, мешает наслаждаться Им же данной жизнью. Смелее нарушьте его! Знакомая всем нам песня.Нахаш-олицетворение Самости и свою жизнь решает просто: что хорошо мне, то и надо делать. Высшие духовные ценности и стремления противоречат сознанию Нахаша, его чувству блага себе.Для него они-помеха.
Комментарии