Союзные мифы
На модерации
Отложенный
На протяжении своей жизни каждому человеку доводится споткнуться о свой «великий шанс». К несчастью, большинство из нас просто подымается, отряхивается и идет дальше, как будто ничего и не произошло. Уинстон Черчилль
Александр Лукашенко 2 апреля 2021 года поздравил президента России В. Путина с Днем единения народов Беларуси и России. Белорусский руководитель напомнил, что за прошедшие 25 лет с момента подписания Договора о создании Содружества Беларуси и России «сформированы общие таможенное, миграционное, гуманитарное, социальное, культурное и образовательное пространства, способствующие повышению качества жизни и благосостояния белорусов и россиян» https://www.belta.by/president/view/lukashenko-pozdravil-putina-s-dnem-edinenija-narodov-belarusi-i-rossii-435344-2021/. Между прочим, данное утверждение требует доказательств.
Исторический очерк
Напомним, что все начиналось с денег. В 1995 году молодой белорусский президент А. Лукашенко и премьер России В. Черномырдин, через четыре года после распада СССР, выкопали символичный пограничный столб на границе России и Беларуси, чем открыли единую российско-белорусскую таможенную зону. На деле оказалось, что Москва доверила А. Лукашенко часть российской границы, а не создала с РБ «единое таможенное пространство. Зона была объявлена началом интеграции между двумя странами, а, в свою очередь, УД президента РБ развернуло масштабную контрабанду на российский рынок. Попутно миф о российско-белорусской интеграции стал обоснованием для вытягивания из Москвы финансово-ресурсной поддержки в обмен на бесконечные обещания Минска.
Следом был объявлен интеграционный марафон. В 1996 году учредили Содружество народов Беларуси и России, на следующий год страны оказались в Союзе, следом, уже в 1999, году появилось Союзное государство Беларуси и России. Интересно то, что тексты договоров по созданию Содружества, Союза и Союзного государства ничем принципиально друг от друга не отличались, что косвенно свидетельствует о совершенно иных целях организаторов «единения» народов двух, не чужих друг другу, стран.
Зачем?
На самом деле, в основе интеграционного мифа во второй половине 1990-х годов лежали совсем не интеграционные задачи. Российские интересы в то время ограничивались военно-стратегическими проблемами на западном направлении, задачей сохранения и развития трубопроводного и колесного транзита и обеспечением прав русской общины, проживающей в Беларуси. Итак, возникла российская «триада» интересов в Беларуси.
Стоит признать, что первая задача решалась частично. Учитывая постоянные капризы А. Лукашенко, требовавшего, чтобы белорусскую армию Россия просто взяла на содержание и перевооружение за счет российского бюджета (в 2013 году А. Лукашенко требовал уравнять оклады офицеров двух армий за российский счет), Москва уже с «нулевых» годов сосредоточила свои усилия в обороне против блока НАТО в Калининградской области.
Военная группировка СГ носит во многом демонстрационный характер, как, впрочем, и Единая региональная система ПВО РФ и РБ. К примеру, Москва, поставив ЗРК С-400 Турции и предлагая данный комплекс Индии, не поставляет его Беларусь, что косвенно свидетельствует о сомнениях в способности и желании белорусской стороны выполнять союзнический долг.
Кроме того, вероятный конфликт с блоком НАТО почти наверняка приобретет ракетно-ядерный формат, и в этом случае вклад белорусской армии в защиту СГ носит исключительно виртуальный и пропагандистский характер.
Проблема российского колесного транзита не решена до сих пор. Напомним, что после того, как недостроенная единая российско-белорусская таможенная зона утонула в контрабанде, и с 1999 года Россия вернула на российско-белорусскую границу контрольные посты своей таможни, Минск развернул невиданную по масштабам кампанию по конфискату транзитных грузов. Только после нефтегазового кризиса 2006/2007 годов вопрос был частично урегулирован, но до сегодняшнего дня белорусская сторона продолжает искать варианты наживы на проходящих по её дорогам грузовых фурах.
Поставки нефти и газа, по проложенным по белорусской территории трубопроводам, сохраняет свою проблемность. После нескольких газовых кризисов, «Газпром» выкупил транзитный экспортный газопровод Белтрансгаза, что, однако, не исключило провокаций против транзита российского газа со стороны Минска. Напомним, что в феврале 2020 года один из одиозных белорусских телеэкспертов предлагал национализировать российскую «трубу».
В апреле прошлого года, в ходе «нефтяной войны», уже А. Лукашенко планировал поменять вектор поставки нефти по нефтепроводу «Дружба». В итоге нет сомнений в том, что А. Лукашенко и дальше будет пытаться «оседлать» российский энергетический транзит на Запад. Впрочем, нет сомнений, что данная проблема сохранится в отношениях между Россией и Беларусью и в постреволюционный период. Слишком привлекательна идея поживиться за счет протекающих рядом миллиардов долларов США…
Вопрос о сохранении российской общины в РБ оказался исключительно сложным. Считается, что в его основе лежит фактор итогов референдума 1995 года, по результатам которого русскому языку был дан статус государственного. До настоящего времени фактором русского языка Минск пытается спекулировать перед Россией, но на самом деле государственный статус русского языка не является уступкой А. Лукашенко Москве. В Беларуси свой русский язык, используемый примерно в той же степени, как используется английский язык в Ирландии. Отказаться от использования русского языка и полностью перейти на белорусский язык невозможно.
К сожалению, в политической ситуации, сложившейся в РБ после 1994 г., белорусскому языку отводится роль политического инструмента, которым периодически пользуются, как оппозиция, так и белорусские власти, чем совместно только усугубляют положение языка титульной нации.
На фоне постоянных российско-белорусских кризисов и антироссийской пропаганды белорусских СМИ, в Беларуси происходит неуклонное сокращение российской общины, люди меняют на переписи и в анкетах свою национальность, чтобы не вызывать лишних вопросов. Напомним, что в современной многонациональной Беларуси нет ни одного министра и ни одного военоначальника, для которого Россия была бы Родиной.
Белорусские интересы
Интересы белорусской стороны в развитии мифа об интеграции всегда носили и будут носить исключительно финансово-ресурсный характер. В ответ на российскую «триаду» интересов Москвы в Беларуси, Минск, в свою очередь, потребовал максимально свободный доступ к российским энергоносителям по преференциальным, а лучше – по внутрироссийским ценам (со временем А. Лукашенко переформатировал это требование в «равные права субъектов хозяйствования двух стран», на, естественно, российском рынке), максимально открытый доступ к российскому рынку на фоне сохранения 18 (восемнадцати) нетарифных барьеров для российского экспорта на белорусский рынок, что, в свою очередь, открывает шлагбаум для белорусской контрабанды.
Составной и важнейшей частью белорусских интересов в российско-белорусской интеграции являются российские кредиты.
Напомним, что А, Лукашенко постоянно возмущается условиями получения данных кредитов, но обычно он об этом говорит, когда очередной кредит уже оформлен. Понятно, что особого выбора у Минска нет, мировые финансовые корпорации и МВФ не рвутся кредитовать режим А. Лукашенко, но при этом Беларусь до настоящего времени не выплатила ни один из взятых у России кредитов, а на обслуживание уже потраченных кредитов Минск каждый раз требует у Москвы дополнительный кредит, то есть постоянно идет процесс перекредитования. Понятно, что А. Лукашенко надеется, что в будущем Россия вообще спишет «единственному союзнику» долги…
Но в 2018 году Россия отказала в кредите на перекредитование, и Минск пошел на поклон к Китаю. Вот именно с этого момента стадия стагнации СГ переросла в кризис российско-белорусской интеграции, который своим «крылом» затронул и формирование протестного потенциала в отношении А. Лукашенко в 2020 году.
Но до «кровавого» 2020 года весь 2019 год был потрачен на «Дорожные карты» - согласованная Москвой и Минском попытка запустить реальную экономическую интеграцию между двумя странами, но в декабре 2019 года, на саммите в Санкт-Петербурге, А. Лукашенко отказался от «Дорожных карт», одновременно потребовав увеличить финансово-ресурсную поддержку республики из российского федерального бюджета.
Причина кризиса
Как же получилось, что вложенные РФ за последние 20 лет в РБ в виде дотаций, субсидий и преференций 137 млрд. долларов США (на 01.01.21) в итоге вылились в полную остановку каких-либо, даже имитационных, интеграционных процессов? Более того, практически все оппоненты режима А. Лукашенко в своих политических программах отказались от Союзного государства, оставив шанс только ЕАЭС? Как получилось, что до настоящего времени то, что в Минске называют российско-белорусской экономической интеграцией, ограничено поставками белорусских товаров на российский рынок и получением из России энергоносителей по сниженным ценам? Понятно, что никакой экономической интеграции между РФ и РБ нет, и пока у власти А. Лукашенко – ее никогда и не будет.
При этом стоит напомнить, что за весь период нахождения у власти А. Лукашенко, белорусская сторона ни разу не оказала России реальной союзнической поддержки. Минск не поддержал Москву в грузино-югоосетинской войне 2008 года, не признал суверенитет Абхазии и Южной Осетии, признал итоги майдана и первое незаконное постмайданное правительство А. Турчинова, официально не признал возвращение Крыма в состав России, оказал материально-техническую поддержку ВСУ в период войны на Донбассе и т.д. Кроме того, Минск, развернув на своей территории невиданный в современной истории контрабандный терминал, с одной стороны, обнулил российские антисанкции в отношении ЕС, а с другой стороны – присоединился к западным санкциям против РФ. Иными словами, между Москвой и Минском нет и политической интеграции. Это очередной миф.
Фактически все годы существования интеграционного мифа, А. Лукашенко вел политику против партнера по интеграции, но, при этом, прикрываясь необходимостью сохранения и повышения жизненного уровня белорусского народа, постоянно требовал увеличения дотаций за счет русского народа и других народов России.
Но в итоге результатом интеграционного мифа оказался миф о высоком уровне благосостояния, достигнутом при А. Лукашенко в Республике Беларусь, без какой-то поддержки со стороны РФ.
Однако, на самом деле, несмотря не беспрецедентную финансово-ресурсную поддержку со стороны России, белорусский народ живет трудно и скромно. Понятно, что виновата в этом, по версии белорусской пропаганды, конечно-же, снова Россия. Но при этом те же белорусские СМИ утверждают, что россияне завидуют белорусам, так как у них есть рачительный «хозяин» и «батька» - А. Лукашенко.
Тогда, может быть, народы России и Беларуси довольны интеграцией?
Единение народов
К сожалению, и с народами не все ясно. Напомним, что по результатам ряда исследований, говорить о том, что русские и белорусы принципиально чужие друг другу, не приходится. Иными словами, если на межгосударственном уровне говорится о «единении», то тогда кто-то народы уже разъединил.
Можно ли говорить о том, что за годы российско-белорусской интеграции народы двух стран стали ближе друг другу? Официальная версия гласит, что «ближе», так как существует союзный «социальный пакет», благодаря которому граждане двух стран могут трудоустраиваться на территории соседнего государства, получать медицинскую помощь и учиться в вузах.
Социальный миф
«Социальный пакет», созданный целым рядом межправительственных соглашений в рамках СГ, по общему мнению, является единственным доказательством «единения» народов России и Беларуси. Но при его использовании возникают вопросы.
К примеру, «социальный пакет» носит односторонний характер и его оплачивает фактически одна Россия. Причина проста – в России постоянно находится около 700 тыс. белорусских гастарбайтеров. Россияне в Беларуси не работают, по причине крайне низкой оплаты труда. Между прочим, по той же причине Беларусь избежала натиска гастарбайтеров из стран Центральной Азии. В республике просто нечем платить рабочим из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии.
Так может быть, в рамках СГ, все-таки играют роль и другие факторы, способствующие «единению» народов двух стран? Однако, обнаруживается, что роуминг между двумя странами до сих пор не отменен. Напомним, что в России, с семью часовыми поясами и размером от Европы до Америки, роуминга нет.
Доехать белорусу до Москвы или Санкт-Петербурга крайне сложно. Проще улететь в ЕС. Автор уже приводил данные по стоимости билетов на 19 марта текущего года, когда авиабилет «Белавиа» из Минска в Москву обходился в 600 долларов США, а билет «Аэрофлота» из Москвы в Нью-Йорк в 300 долларов, полет Москва - Петропавловск-Камчатский обойдется в 200 долларов США. Место в купейном вагоне «Минск – Москва» - 100 долларов, но, при этом, билет в поезде «Россия»: Москва – Владивосток обойдется в 200 долларов США. Вот как с такими ценами народам «единяться»?
В итоге
На самом деле именно события в Беларуси в 2020-2021 годах стали настоящим тестом для союзных отношений между Беларусью и Россией. Выше уже отмечалось, что политические силы, противостоящие А. Лукашенко, не видят перспектив в СГ, но практически все верят в сохранение взаимовыгодных и, подчёркивается, «честных» и «прозрачных» отношений между двумя странами на основе международного права.
Иными словами, А. Лукашенко, на самом деле, подменив реальную экономическую и политическую интеграцию между РФ и РБ вытягиванием дотаций и постоянными скандалами, не просто упустил исторический шанс для реальной интеграции между двумя государствами и пресловутого «единения» между двумя близкими народами, но и вполне успешно собственноручно похоронил Союзное государство Беларуси и России.
Комментарии
Только непонятно, почему сам автор продолжает уговаривать белорусских лимитрофов на интеграцию с Россией. Не говоря уже о бессмысленном приветствии на бульбомове, которая на хер никому не нужна даже в Минске.
Дело в том, что уговоры сами по себе демонстрация того, что интеграция русским больше нужна. А значит русским опять придётся платить за белорусскую проституцию.
Между тем, как интеграция нужна белорусам. А вот русские наоборот только выиграют, если из русского кошелька уберут наконец-то липкие загребущие белорусские ручонки.
России на данный момент интеграция с лимитрофией даром не нужна. Перед наглой белорусской рожей, изрекающей очередное "Маловато будет", пора захлопнуть дверь и заняться своими делами.
А через 10 лет, когда белорусы вдоволь поживут без благосостояния, выстроенного за русский счёт, переговоры можно будет возобновить.
Россия куда больше выиграет, когда вложит сэкономленные на белорусах десятки миллиардов - в свою армию, науку, промышленность и социалку.
И опять грабли.