Ирак, Ливия: почему мы теряем друзей на Востоке?

На модерации Отложенный

 

 

Арабские страны развиваются путём «модернизационных» толчков, изменяющих социальную атмосферу и как землетрясения, происходящие там каждые 30–40 лет на волне протестной энергетики. Ситуация, когда богатые вызывающе богаты, а бедные – по-прежнему бедны, видимо, имеет свой временной ресурс. Разница состоит лишь в скорости созревания конфликта. Глобализация ускорила эффект домино.

И этот эффект начался не в самом арабском мире, а за его пределами. В России.

Великая геопополитическая драма развала Советского Союза ускорила формирование нового расклада политических сил не только на мировой арене в целом, но и отразилась на каждом регионе в частности. Ближний Восток не стал исключением.

Муаммар Каддафи и Николя Саркози

Многие аналитики сходятся на том, что если бы застрельщик прошлой ливийской перестройки Муаммар Каддафи не был столь экстравагантен и импульсивен в своих политически решениях, не нарушал бы своих обещаний, данных как западным, так и восточным партнёрам, то лидеры арабских стран, возможно, подняли бы свои голоса в его защиту.

Но они этого не сделали. И при их молчаливом одобрении пылкий французский президент принял решение силой заставить несговорчивого арабского правителя вернуть Франции заказ на поставку вооружений, которые Каддафи отдал России.

Когда дело коснулось шкурных интересов самого Саркози, делать хорошую мину при плохой игре, как это было в случае российско-грузинского конфликта, француз стал. Защищая свои экономические интересы в целом, Европа рискнула предложить ливийским детям оружие (не то ли самое, которое не купил у французов Каддафи?). – Это, безусловно, самая аморальная позиция из всех возможных.

Удивлённый полковник прямым текстом напомнил французу, что миллион долларов на свою неуверенно шедшую предвыборную кампанию он получил именно от ливийского революционера. Ссора не осталась незамеченной английской разведкой. Повод для бомбардировок был найден.

Муаммар Каддафи и экстремизм

Каддафи раздражал не только правителей восточных режимов. Он раздражал и руководство Аль-Кайиды. Несмотря на свою религиозность, Каддафи отделил религию от политики раз и навсегда. Во внешней политике он не был последователен, но в понимании факторов, способных дестабилизировать ситуацию в собственной стране, ему, конечно, нет равных. Недаром в 1970-е годы сторонники организации «Братья-Мусульмане» были изгнаны из страны, в 1986 году 48 исламских учреждений на территории Ливии были закрыты как рассадники экстремизма, а десять лет назад в экстремизме была обвинена группа оппозиционеров, базирующаяся в Университете Бенгази. Тогда многих арестовали и даже казнили. Экстремисты, сошедшиеся с нараставшей оппозиционной средой, не простили ему этого, они выступили, как только представился случай. Интересна позиция Запада по вопросу о терроризме. Борца с экстремизмом они обвинили в терроризме. И прямой наводкой били по его семье.

Так Запад расстреливал собственные демократические идеалы, которые навязывала Ближнему Востоку как панацею от всех политических бед, включая терроризм. Так она расстреляла миф о том, что он борется с терроризмом. Но Запад не един. Есть США, и есть Европа.

«Призрак ходит по Европе» – призрак терроризма

Позиция Европы по вопросам, связанным с терроризмом, с каждым днём становится всё более аморальной. Недавно в Финляндии был лишён сана лютеранский священник, который требовал призвать к ответу изготовителей сайта террористов Кавказ.центр. Его обвинили во всех смертных грехах те, кто ещё недавно выступал за легализацию гомосексуальных браков, рукоположения женщин в епископы и за прочие странности, противоречащие любой религиозной традиции.

Недавно во Франции был принят закон о запрете никаба, который во Франции носит всего 2000 женщин из 50.000. И хотя предвыборную кампанию Саркози вела женщина из мусульманской среды, антиконституционный закон, который только из лени никто пока не желает оспорить во французском суде, был принят для усиления борьбы с двумя тысячами приезжих арабок. Зачем? Политтехнолог вам ответит: это отложенная политическая провокация.

У американцев и Каддафи общий враг?

После 11 сентября США назначили своим врагом  Аль-Кайиду. Но почему-то не её позиции бомбят сегодня ВВС НАТО. Они бомбят Триполи – столицу своего вчерашнего друга, который расправлялся с  Аль-Кайидой. Почему? Считается, что Обама не хотел бомбить Ливию. А Великобритания хотела. Но в принципе большой разницы нет. И те, и другие будут теперь продавать ливийскую нефть на своих условиях. В проигрыше осталась только Россия. Она потеряла в Ливии все свои контракты.

Они боятся усиления России на Востоке

Как продавали нефть до конфликта? До конфликта её продавали сами ливийцы по договорам о разделе продукции (договор СРП). Кстати сказать, это по сути те же грабительские договора, которые Запад при Ельцине навязал России. Они были расторгнуты сразу же после того, как правительство Путина разобралось, к чему приводят такие договорённости. Грабить Россию Европе стало несподручно. Воевать с ней тоже. Экономическая тенденция Европе не понравилась. Путин сказал, что мы почувствовали себя обделёнными на этом празднике жизни. И тогда Каддафи, маневрируя, дал выиграть тендер России, заключил несколько договоров на разработку и добычу ливийской нефти. А что, если завтра Ливия станет продавать нефть так, как захочет? Согласно информации РБК, до 40 процентов потребляемых энергоносителей эта часть мира берёт на Ближнем Востоке. Слишком большое сближение России и Ливии по вопросам экономики стало опасно для стабильности энергообеспечения Европы. И хотя угроза эта была скорее надуманной, чем реальной, но, зная непредсказуемость Каддафи, европейские круги захотели взять под контроль продажу нефти всеми активами. Россия в лице Татарстана сразу же потеряла свои позиции в Ливии. Ведь именно компании Татарстана выиграли тендер в Ливии на разработку нефти. Точно так же, как во время иракских событий наши нефтяные кампании, в частности ЛУКОЙЛ, были выдавлены из Ирака и заменены на китайские и иные. И теперь Россию снова вывели из нефтяной игры.

Ливия и Ирак: две грубые ошибки российской дипломатии

Ведь мы в своё время дали карт-блаш на бомбардировку Ирака. Что за покладистость нам обещали США? И что пообещала сегодня Европа? Как и сегодня, мы тогда возмущались, но ясно было одно: такие войны без согласования с Россией не начинаются. Всё-таки – ядерная держава.

И тогда наши дипломаты могли не допустить свержения Саддама. И теперь мы могли бы не допустить свержения Каддафи. – Это явные просчёты российской дипломатии и её вопиющий непрофессионализм. Ведь хотел же Лавров блокировать эту резолюцию Совбеза. Но, получив личное распоряжение президента, смирился и «воздержался». А это значит, что он её пропустил. То-то – радость для «дорогого друга» Саркози! Дорого обходятся личные дружбы президентов своим странам!

А ведь на повестке дня – Иран. И если мы не перестанем дружить с президентскими домами, а начнём создавать систему сдержек и противовесов, то экономически потеряем Восток. Америке терять уже нечего. У неё такая же ситуация, как у Великобритании после Первой мировой войны. Вспышки антиколониальной борьбы прокатились по всем захваченным территориям. Пришлось дать независимость. Сегодня Великобритания колонизирует нефтяные регионы в новых условиях. К реваншу рвутся и США. Противостояние держав ещё существует. Не зря же Гейтс оговорился, что «без такой сверхдержавы» мы не можем решать мировые вопросы. Зачем же мы сами бездарно сдаём с таким трудом отвоёванные позиции и теряем друзей на Востоке?