Чужое горе. Как разделить?

На модерации Отложенный

Понятие «чужое горе» давно меня волнует. На мысли о том, как его разделить меня натолкнул друг. И мы договорились с ним подумать об этом. Тема широкая, мыслей много. Не мне на неё посягнуть. Поэтому опишу лишь маленький эпизод из жизни, который очень был мне полезен.

Ясное дело, что в разделении чужого горя главный пункт – это дело милосердия, милостыня. И очень хорошо, что сейчас стает популярной благотворительность. Это есть самое настоящее доброе дело. Но является ли каждая наша милостыня разделением горя с ближним? Как же можно делить это горе ПО-НАСТОЯЩЕМУ?

Сижу в фойе дома престарелых, ожидаю моих подруг. Рядом со мной развернулась интересная, хоть и совсем обычная, картина. Люди из религиозной организации (назову их так). Благообразные дамы. Они принесли конфеты и одежду. Много. Ничего не скажу, это достойно похвалы и уважения. Немаленький это труд. К ним спускались дедушки, молодые инвалиды. Женщины наделяли их рубашечками, штанишками. Да. Обычная картина. Вот не подумайте, что я просто так придралась. Но. Была смущена, и очень. Сначала не могла понять, что меня смущает, отчего неприятно стало и больно. Потом стала понимать. Глаза. Эти глаза приходили грустные. Уходили ТОЧНО ТАКИЕ ЖЕ. Может, кому-то это покажется несущественным.

Женщины говорили им дежурные фразы, спешили. Они как призраки заходили, выходили, кто без рук, кто без ног. Опускали глаза. Благодарили. Один дедушка пытался рассказать о своём. Видно, ему хотелось поверить, что пришли именно к нему. Пытался шутить. Не хочу продолжать о дедушке. Он особенно мне запомнился.

Эти одинокие фигуры.

Лица. Глаза. ОЖИДАЮЩИЕ. Не конфет, не рубашечку. Эти глаза о другом говорили. Меня это пронзило именно в тот момент. Раз и навсегда.

Я сижу немного в шоке. И, о ужас! Вышли мои подруги на колясках. С ПОТУХШИМИ глазами. С такими же глазами. Мне было стыдно. И я такая же. Я отдала им провиант, и постаралась скорее уйти.

Не буду описывать как. Но у меня ПОЛУЧИЛОСЬ. Наверное, получилось потому, что я стала не выносить вида потухших глаз.

Иногда я застаю у них в комнате людей из той же организации. Когда я захожу, вижу как глаза друзей моих округляются. Затем идут звуки поцелуев. Но я говорю, что подожду, посидите с вашими гостями. Двушки послушно идут, садятся рядом с ними. Оттуда начинают мне мигать, и что-то красноречиво говорить глазами. Женщины не выдерживают, быстро уходят. Хотя знакомы с девушками так же как и я. Я просто человек с улицы. Не более.

Но не хочу осудить таких людей. Во-первых, их порывы прекрасны. Это большой труд. Да и невозможно играть любовь. Сердцу не прикажешь. Да и почти всегда добрые дела начинаются от ума, и лишь время спустя подключается сердце. Думаю, эти женщины тоже к этому вскоре придут. Но пишу это к тому, что всё же надо знать, к чему стремится. Ведь без этого милостыня неполноценна. Не доходит до сердца. С милостыней также надо бы отдавать частичку личности своей, сердца. Личное общение и личный интерес особо дорог любому из нас.

Пишу это не чтобы похвалиться, но чтобы поделиться опытом. И их горящими глазами, их улыбками, поцелуями. Даже объятиями.

 

Буду рада выслушать любые размышления на эту тему. Т.к. тема для меня открыта.