Что не так с Кларой Лучко?
На модерации
Отложенный
26 марта ушла из жизни Клара Лучко (1925-2005), которой не очень свезло на мемуаристов. Восхищение талантом Лучко нередко сопровождается рассуждениями, что героиням своим она неадекватна. Жесткой, мол, была, сухой, себе на уме.
Вот Инна Макарова, всем хороша, но ведь черти что в последние годы порола: «Думаю, у Клары была плохая наследственность: ее мать была революционеркой, убивала и на этой почве сошла с ума».
Мать Лучко, действительно, возглавляла колхоз, что совсем не равняется «убивала». А откуда взялась информация, будто мама Лучко умерла от нервного шока, когда у нее украли партбилет?
А с другой стороны не о каждом такое придумают. Фантазия должна цепляться за реальность, черточки характера, поведение. Мы все заложники репутации, поступков, из которых складывается то или иное представление о нас.
Почему именно о маме Клары Лучко рассказывали такие небылицы?
Потому что сама Лучко общественной деятельности не чуралась, имея репутацию карьеристки.
"МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ"
Еще учась во ВГИКе, Клара получила роль Ульяны Громовой в инсценировке романа Фадеева «Молодая гвардия». На сцену выходила в очередь с Нонной Мордюковой. Обидно было Кларе, когда, приступая к экранизации, Сергей Герасимов принял решение отдать роль Ульяны Громовой Нонне.
В этом был смысл, ибо Мордюкова воплощала более земной, безудержный тип, нежели внешне спокойная Лучко.
Кларе пришлось довольствоваться маленькой ролью тетушки Марины и наблюдать, как разгорается слава однокурсников «молодогвардейцев» - Сергея Гурзо (СПУСК ПОД УКЛОН СЕРГЕЯ ГУРЗО), Инны Макаровой, той же Мордюковой.
Однако, в американских горках советского кино немаловажен оказался фарт и Лучко в период малокартинья, когда Макарова и Мордюкова сидели без работы, вдруг оказалась в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки».
СЕРГЕЙ ЛУКИЬЯНОВ И КЛАРА ЛУЧКО В "КУБАНСКИХ КАЗАКАХ"
Эта картина стала для Лучко знаковой не только потому, что именно после «Казаков…» ее полюбил зритель и настигла Сталинская премия. На съемках Лучко встретила судьбу в лице актера Сергея Лукьянова.
Это оказалось для имиджа женщины, скорее, отрицательной меткой, - Лукьянов был старше на 15 лет, прочно женат на балерине, в семье подрастала дочка.
В общем, на Лучко навесили клеймо разлучницы.
Нет, конечно, сплошь и рядом рассказывают сиропные истории о счастливой семейной жизни Лукьянова и Лучко. Только как быть с информацией, что развод Лукьянов не мог получить пять лет, и дочка родилась вне брака? А куда девать лукьяновскую попытку самоубийства в 1962, после которой его обследовали на предмет вменяемости в соловьевской больнице? Дочка от первого брака недавно сказала по телевидению, — Лукьянов ударил себя ножом в сердце, когда Лучко упрекнула мужа после двух инфарктов, будто он часто болеет.
Есть смысл верить?
А не верить?
Полвека с лишним прошло.
"ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ"
Лучко немного кокетничала, когда заявляла: «Я не сыграла многого из того, что хотела бы сыграть.
У меня не было ни мужа-кинорежиссёра, не было никакой протекции в кино».
Это чем же Лукьянов не протекция? В начале 1950-ых они были не в равных весовых категориях. Ведущий актер театра Вахтангова появился с женой в «Возвращении Василия Бортникова», «Большой семье», а вот уже «Двенадцатую ночь» ставили под Лучко. Красочная экранизация Шекспира, где женщина сыграла две роли, - брата и сестру, выбилась в лидеры кинопроката.
Однако, я также не могу забыть «Снежную сказку», где актриса предстала в образе Черной Души, злой, инфернальной силы. Посмотрите, удивитесь.
КЛАРА ЛУЧКО, ВЕРА АЛТАЙСКАЯ И ЗИНАИДА НАРЫШКИНА В "СНЕЖНОЙ СКАЗКЕ"
1950-ые закончились для Лучко новым творческим поражением. Александр Иванов заблокировал ее на роль Лушки в «Поднятой целине».
В 1965 умер Лукьянов. Через четыре года Клара познакомилась со вторым мужем, журналистом Дмитрием Мамлеевым.
Снималась она всяко-разно, не в силах создать цепляющий зрителя хит вроде «Двенадцатой ночи».
Только в 1979 грохнул «Цыган».
Не зря при крещении Клара приняла имя героини «Цыгана» Клавдии.
"ЦЫГАН"
Лучко, так уж получилось, миновали внешние страсти актерской профессии, заставляющие идти вразнос, не замечая, как оплывает-предает тело, внешность, а затем и судьба. Ту же Клавдию актриса играла, будучи пятидесятилетней женщиной, а выглядела значительно моложе.
Свой темперамент Лучко бросила в дела общественные. Сидела в парткоме на «Мосфильме», работала в Моссовете, избиралась в депутаты. Отсюда росли слухи, что она карьеристка. Были у них основания? Безусловно. Однако, в случае Лучко карьеризм пошел на пользу и ей, и окружающим.
А если дело касалось работы, она себя не щадила. Вот пример «карьеризма» Лучко, в исполнении Инны Макаровой:
«Встретила как-то Клару на приеме. «Инна, видишь, хромаю. Что делать?» А у нее картина в Ленинграде. «Клара, как ты можешь? Немедленно в больницу!» Она послушалась, и тут приходит телеграмма из Ленинграда: вызывают на съемки. А у нее жажда славы. Говорю: «Клара, не надо, не езжай». Но она написала заявление, что претензий к врачам не имеет. В итоге тромб в ноге оторвался и дошел до сердца».
Ну, не любит наш народ удачливых, работящих и стойких. Ему понятнее загубившие свой талант, такие свои в доску, простые ребяты, а не карьеристка Лучко.
Впрочем, последнее время я наблюдаю обратную тенденцию. Восхищение дарованием, которое победило себя декалитрами водки уходит в прошлое. Скажем к посту (КАК ПИЛ ДАЛЬ) я ожидал всхлипов о гении, которого погубил пошлый миропорядок и с удивлением наткнулся на трезвое: «Сам виноват!»
Эта тенденция представляется мне правильной.
Талант дан не затем, чтобы схлопнуть его под гитарку в задрипанной кухне.
А чтобы остаться в памяти зрителей доброй, щедрой Клавдией из «Цыгана».
Комментарии
Про них вседа болтают небылицы!
Светлая память Кларе Лучко!
запомнилась навсегда.