Откуда в русских сказках взялся Кощей Бессмертный
На модерации
Отложенный
Кощей Бессмертный – один из самых известных отрицательных персонажей русских народных сказок. Обычно его представляют в образе очень тощего (по кажущемуся сходству "кощей" – "кости") злого чародея, главного противника положительного героя.
Кощей Бессмертный в исполнении Г. Ф. Милляра
По мнению многих исследователей, сказки ни в коем случае нельзя считать просто красивой выдумкой: "Происхождение сказки из мифа не вызывает сомнения" (Е. М. Мелетинский). Какие мифологические "корни" можно проследить у злодея Кощея?
Этимология имени
У древних славян было несколько слов с корнем "кощ": кощуна, – миф; кощюнить – колдовать, рассказывать волшебные истории; кощюньник – волшебник и т. д. Именно от них впоследствии образовалось слово "кощунство" – оскорбление религиозной святыни.
Кощуны часто рассказывали во время погребальных обрядов. С этим связано значение слова "кощьное" – "сиречь тьма кромешная", "преисподняя".
Однако слово "кощей" в XII веке на Руси широко употреблялось в значении "младшего княжеского отрока", "раба" или "пленника" и явно происходило от тюркского "кошчи" (раб). Академик Б. А. Рыбаков считал, что нужно четко различать двух разных Кощеев (две группы сказок) в зависимости от характера их смерти: от яйца и от коня.
"Реальный кощей"
В сказках с "участием коня" Кощей содержится в плену в царстве Марьи Моревны, на которой женится главный герой (Иван, Иван-Царевич). Иван из жалости отпускает Кощея, а тот похищает его жену. В процессе погони богатырский конь Ивана убивает злодея копытом.
В. Васнецов. Марья Моревна и Кощей Бессмертный
В этом варианте сказок Кощей – не могучий повелитель далекого государства, а всего лишь обычный пленник-степняк. У него есть только конь, оружие и какое-то жилье. Сам сюжет взят из реальных взаимоотношений славян с кочевниками и имеет слабую связь с древними мифами.
"Знаменитый Кощей"
В классическом варианте сказки Кощей Бессмертный – повелитель далекого царства, живущий в богатом дворце и охраняемый большим войском нечистой силы. Кощей – резко отрицательный персонаж. Он воплощает в себе множество негативных качеств: коварство, хитрость, вероломство и т. д.
Главный признак Кощея, отразившийся в его прозвище – бессмертие, но не "стопроцентное".
Свою смерть Кощей спрятал в недоступном и никому неизвестном месте.
В разных сказках фигурирует несколько схожих вариантов местонахождения смерти Кощея. Общая схема такая: далекий остров – дупло в дереве – сундук – заяц – утка – яйцо. Иногда в качестве последнего "хранилища" называется игла.
Сундук со "смертью Кощея", м/ф "Царевна-лягушка"
Эта запутанная схема основана на древнем мифе о "рождении" Вселенной из яйца, в котором содержится как положительное жизненное начало, так и основа всего мирового зла. Яйцо "охраняется" главными стихиями и их представителями: вода (океан), земля (остров, закопанный сундук), животный и растительный мир (заяц и дерево), воздух и птицы (утка).
Мировое зло (Кощей) бессмертно лишь до тех пор, пока против него не выступит эпический герой (Иван, Иван-царевич).
Его победа в финале олицетворяет собой торжество жизненного начала над смертью.
"Былинный Кощей"
Отдельное место занимают различные варианты (около 30) былины об Иване Годиновиче, в которых смерть настигает Кощея в виде им же самим выпущенной стрелы. Главный герой собирается жениться на прекрасной Настасье Дмитриевне (или Марье), которая уже просватана за царя Кощея Трипетова.
Иван увозит Настасью. В пути его настигает Кощей. В честном поединке Иван одерживает победу, но поверженный противник хитростью склоняет невесту на свою сторону. Кощей "отвоевывает" девушку и привязывает Ивана к дереву. Затем он стреляет из лука противника в "вещую птицу". Стрела возвращается назад и поражает Кощея прямо в голову. Иван Годинович получает свободу и безжалостно расправляется с "предательницей" Настасьей, разрубая ее тело на части.
Важно отметить, что Иван не принимает непосредственного участия в убийстве. Кощей погибает от некой волшебной силы, символом которой является "вещая птица". "Скромная роль" главного героя в конечной победе над злом нехарактерна для богатырского эпоса. Следовательно, в основе былины лежит архаичный миф.
Рембрандт, Похищение Персефоны Аидом
По мнению Рыбакова, в сказочной гибели Кощея от яйца и былинной от стрелы отразились "осколки древнего, индоевропейского мифа" об извечном противостоянии жизни и смерти (весна-лето и зима). Очень близкий по смыслу сюжет прослеживается в древнегреческом мифе о похищении царем подземного мира Аидом (русским Кощеем) Персефоны (Анастасии или Марьи).
Комментарии