«Бриллианты напрокат из лавки»… Как дамы XIX века блистали в поддельных драгоценностях
У Мопассана есть рассказ «Ожерелье» (1884 год). Бедного чиновника и его жену Матильду приглашают на большой бал. Драгоценностей у Матильды нет, и она берет у подруги бриллиантовое ожерелье.

Роскошное бальное платье, в каком Матильда могла быть на балу, и нарядное дневное платье, 1872 год.
По пути домой ожерелье теряется. Матильда и её муж влезают в огромные долги, чтобы купить точно такое же и отдать подруге. В их жизни всё кончено! Им пришлось десять лет жить в нищете и неустанно трудиться, чтобы выплатить долг и проценты.
А потом Матильда встречает бывшую подругу. И рассказывает о подмене ожерелья. И тут выясняется, что ожерелье госпожи Форестье было с фальшивыми бриллиантами. Оно стоило 500 франков, а не 40 тысяч, как из настоящих бриллиантов.

Бриллиантовое колье-ривьера (от французского слова "река"). Collection of Archduchess Elisabeth Amalie of Austria, 1850 год.
Мода на поддельные драгоценности пошла гораздо раньше тех лет, когда происходит действие рассказа Мопассана.
М. Лермонтов. «Княгиня Лиговская»:
«Но зато дамы... о! дамы были истинным украшением этого бала… Беломраморные плечи и лучшие французские белилы, звучные фразы, заимствованные из модного романа, бриллианты, взятые на прокат из лавки»...
Я так понимаю, что речь идёт о фальшивых бриллиантах. Хотя кто знает… Может, и настоящие можно было взять напрокат.
- Так или иначе, а уже в 1830-е годы была налажена целая индустрия по производству фальшивых драгоценных камней. Ювелиры отделывали стекляшки так, чтобы их было не отличить от настоящих бриллиантов, рубинов, изумрудов.
В то время были популярны жемчужные ожерелья с фермуаром.
- Фермуар – роскошная застёжка на ожерелье. Также фермуаром называют и само ожерелье с роскошной застёжкой.
Фермуары могли быть жемчужными. Но чаще они представляли собой цветной драгоценный камень в окружении небольших бриллиантов.

Иван Андреевич Винберг. Великая княгиня Елена Павловна, супруга Великого князя Михаила Павловича, первая половина 1830-х.

Фридрих Дюрк. Теоделинда Лейхтенбергская, 1836 год.
В повести Ивана Панаева «Прекрасный человек» немолодые, но очень модные дамы охотятся за такими ожерельями.
«– А что, я думаю, надо будет надеть бриллианты?
– Непременно. Нынче все и на простые вечера выезжают в бриллиантах.
– Я пошлю Палашку к Носковой завтра же. У нее чудо какие бриллианты... все Брейтфус отделывал, – с большим вкусом, потому что мой-то фермуар уже слишком прост.
– Попросите у нее, сестрица, кстати, два фермуара - и для меня тоже».
Почему за ожерельем нужно идти к какой-то Носковой, а не в ювелирный магазин? Да ещё и посылать за такими ценными вещами служанку? Но смотрим, что происходит дальше…
«В четверг, в семь часов вечера, Настасья Львовна стояла в полном блеске перед туалетным зеркалом и поправляла на шее большой изумрудный фермуар, осыпанный бриллиантами, любуясь их блеском».

Дама из семейства Олениных, неизвестный художник, около 1835 года.
Можно подумать, что фермуар настоящий. Но вскоре у героини повести начались денежные затруднения. Ещё бы! Ведь она была женой небогатого чиновника, и светская жизнь была ей не по карману.
«У Настасьи Львовны не было денег; но она через свою торговку достала несколько сот рублей, под залог фермуара, у ростовщика»…
Всего несколько сот рублей! Выходит, что и жемчуг поддельным был, а не только бриллианты и крупный изумруд в фермуаре!
А ведь сразу и не подумаешь.
Можно решить, что семейство богатое, раз маменька с тётушкой блещут на балах в драгоценностях. И вот, надумает какой-нибудь молодой человек присвататься к дочери… А с приданым его и облапошат! Думаете, не случалось такого? Случалось. Потом расскажу.
Ожерелья с фермуарами носили так, что застёжка находилась сбоку шеи и сразу бросалась в глаза.

Софи Шерадам. Портрет Великой княгини Елены Павловны, 1824 год.
Иногда фермуар сдвигали вниз, и он располагался по центру декольте.

Carl Wilhelm Nordgren Sweden. Женский портрет, 1830-е годы.
Бывало, что фермуары (застёжки) были огромными и стоили дороже самого ожерелья. Ведь такие крупные драгоценные камни, как на портрете ниже, встречаются редко.

Йозеф Карл Штилер. Великая княгиня Александра Иосифовна, супруга Великого князя Константина Николаевича, 1850 год.
Комментарии
Роскошное бальное платье, в каком Матильда могла быть на балу, и нарядное дневное платье, 1872 год.
По пути домой ожерелье теряется. Матильда и её муж влезают в огромные долги, чтобы купить точно такое же и отдать подруге. В их жизни всё кончено! Им пришлось десять лет жить в нищете и неустанно трудиться, чтобы выплатить долг и проценты.
А потом Матильда встречает бывшую подругу. И рассказывает о подмене ожерелья. И тут выясняется, что ожерелье госпожи Форестье было с фальшивыми бриллиантами. Оно стоило 500 франков, а не 40 тысяч, как из настоящих бриллиантов."
Рассказ "Ожерелье" хорошо известен читающей публике. Менее известен другой рассказ Мопассана "Драгоценности", фабула которого тоже включает бриллианты и другие драгоценности, но направление, по которому развивается сюжет, является прямо противоположным. На всякий случай, если кто-то незнаком с этим рассказом, я помещаю здесь его краткое описание.
Лантэн был с ней очень счастлив. Он не одобрял в ней только пристрастия к театру и фальшивым драгоценностям, «мишуре».
Однажды, возвращаясь из оперы, жена Лантэна сильно замёрзла и заболела. Через неделю она умерла от воспаления лёгких.
Муж очень тяжело переживал потерю любимой. Он в неприкосновенности сохранил спальню жены и каждый день запирался там, чтобы думать о ней. В один момент ему стало трудно жить не только морально, но и финансово. Оказавшись однажды «без гроша в кармане», он решил продать «финтифлюшки» жены и принёс одно из украшений (ожерелье) в ювелирный магазин в надежде получить за него шесть-восемь франков. В магазине же господину Лантэну сообщили, что цена изделия — двенадцать — пятнадцать тысяч франков. В недоумении он вышел из магазина и направился в другой с тем, чтобы выяснить, какова ис...
Лантэн нанял фиакр и поехал за драгоценностями. Через час он вернулся, и начался подсчёт стоимости украшений. Всё вместе стоило сто девяносто шесть тысяч франков. Условившись с ювелиром, что окончательная экспертиза назначается на следующий день, вдовец ушёл.
Когда г-н Лантэн вышел из магазина, он ощутил в себе такую лёгкость, что способен был сыграть в чехарду со статуей императора. Завтракать он отправился к Вуазену и пил вино в двадцать франков бутылка. Потом он нанял фиакр и прокатился по Булонскому лесу. Лантэн оглядывал проезжавшие экипажи с некоторым презрением, сдерживаясь, чтоб не крикнуть: «Я тоже богат! У меня двести тысяч франков!»
Последние строчки произведения:
« Вспомнив о министерстве, он поехал туда, развязно вошел к начальнику и заявил:
— Милостивый государь, я подаю в отставку. Я получил наследство в триста тысяч франков.
Он попрощался с бывшими сослуживцами и подел...
Виктор Шкловский так пересказал содержание новеллы: «Жена и муж живут счастливо, у неё один недостаток — любовь к фальшивым драгоценностям. Жена умирает. Муж нуждается и хочет продать за гроши „фальшивые“ драгоценности. Они оказываются настоящими. Ими оплачены были её измены».