Зачем Яшин в Следственный комитет обратился
Илья Яшин отправил в Следственный комитет запрос с требованием возбудить уголовное дело против организаторов прошедших на прошлой неделе торжеств в честь присоединения Крыма. Статья — та же самая, что используется сейчас против сторонников Навального, — о нарушении санитарно-эпидемиологических норм.
Скажете, что всё это без толку и дела никто не возбудит? Вы будете правы лишь наполовину. Дело действительно не возбудят, а вот толк будет. И я даже не о том, что сомневающиеся в очередной раз убедятся, что власти установили один набор правил для себя и совсем другой — для остальной страны. Речь о том, что бюрократы очень не любят, когда им приходится изворачиваться и нарушать закон. Это ведь лишняя ответственность и лишняя работа. А Следственному комитету сейчас придётся заниматься именно этим — врать и изворачиваться. И подписи оставлять — под документами, которые через несколько лет новые власти могут извлечь и начать неприятные вопросы задавать. Кому ж такое понравится?..
А потом — когда СК отказ пришлёт — Яшин его в прокуратуре обжалует. И ей тоже придётся врать и изворачиваться. И вообще всячески напрягаться. Вот поэтому в следующий раз — когда где-нибудь на каком-нибудь совещании в Кремле будет обсуждаться какая-нибудь идея, предполагающая что-то вроде упомянутого нарушения закона, и там мнение силовиков спросят, — те начнут доказывать, что идея плохая и закон нарушать нельзя. В каких-то ситуациях их, конечно, переубедят — но это, опять же, будет стоить определённых усилий. А в каких-то — и убедить не смогут. Так какое-то количество идей и застопорится. В любом случае колесо будет проворачиваться тяжелее — со скрипом. Функционировать системе станет чуть сложнее.
Здесь надо понимать, что подавляющее большинство технических вопросов решается на совещаниях начальников среднего уровня. Именно там определяется, какое ведомство что и как делает. Большие вожди — они ведь только стратегию широкими мазками рисуют. А то, как всё в реальности будет выглядеть, — это не их царское дело.
Так вот, когда дело спускается на средний уровень, там координация между ведомствами обычно начинает сбоить. Особенно, когда речь идёт о сложных и неоднозначных вещах. Здесь у любого из участников процесса межведомственного согласования всегда есть возможность сослаться на мнение своего начальника и затормозить принятие того решения, которое его по тем или иным причинам не устраивает.
Директор ФСБ на совещании у Путина не может ни на кого сослаться, а вот его зам на совещании уровнем ниже путинского — уже может. А начальнику департамента — ещё одним уровнем ниже — это ещё легче сделать — над ним ведь уже два начальника, пойди разберись, кто там кому что сказал. И чем ниже уровень — тем легче отмазываться.
Понятно, что средней руки руководитель из администрации президента, наткнувшись на непонимание со стороны своего визави из конторы, может пойти к руководству и попросить его перезвонить чекистскому начальству — с тем, чтобы оно в своём ведомстве дисциплину восстановило. Но много ли ты так находишься? У начальника ведь куча других дел, у него масса подчинённых и все со своими проблемами тоже идут, тоже просят кому-нибудь перезвонить. Так что стой в очереди и жди пока до тебя руки дойдут. Но дело ведь тоже стоит, не движется. А если оно срочное? Так и дедлайн пропустить можно. И пропускают. И получается всё через пень колоду. То ли самолёт с Навальным во Внуково сажать, то ли в Домодедово, то ли в Шереметьево — черт его разберет…
Гипотетически, конечно, любой вопрос разрулить можно. Но для этого его надо наверх нести. А вопросов тысячи, а в сутках всего 24 часа, да и вообще начальство себя работой перегружать не любит, так что ещё десять раз подумаешь, идти к нему или уж пускай всё течёт как течёт, авось выплывет как-нибудь.
Перегрузка верхнего уровня системы, создание ситуации, когда внизу решения не хотят приниматься, поэтому их приходится тащить наверх — это и есть важнейшая задача оппозиции. То, что делает Яшин, — пример такой работы.
Когда ты смотришь на политику со стороны, тебе кажется, что она состоит из ярких, запоминающихся событий. Кажется, что они — ррррраз — и случаются сами по себе. На самом деле все они происходят не просто так; каждому из них предшествует большое количество на первый взгляд малозначимых и вообще еле заметных шагов. Именно эти мелкие шаги и формируют тренды.
Сами по себе режимы не рушатся. Это происходит в результате того, что у них ломаются механизмы принятия решений.
А ломают эти механизмы люди.
Комментарии
Комментарий удален модератором