190.200_Нужны ли тюрьмы?
«Лучше умереть, чем маяться в неволе»
Леонардо да Винчи
В соответствии с рассуждениями мыслителя Петра Кропоткина к преступлению ведут три великие первопричины: космические, антропологические и социальные.
Влияния космических причин на действия людей пока ещё не были подвергнуты всестороннему анализу; тем не менее, твёрдо установлено, что покушения против личности (насилие, убийство, изнасилование и др.) возрастают в течение лета, а зимой достигают максимума покушения, направленные против собственности.
Антропологические факторы, несомненно, играют более важную роль, чем причины космические. Влияние унаследованных качеств и телесной организации на склонность к преступлениям иллюстрировано столь многими интересными исследованиями, что мы можем составить почти вполне обоснованное суждение, относительно этой категории причин, приводящих людей к дверям судов.
Исследованиями доктора Чезаре Ломброзо было установлено, что многие обитатели наших тюрем страдают недостатками мозговой организации.
Исследования Генри Маудсли о связи безумия с преступлением хорошо известны в Англии. Внимательно читая его работы, нельзя не вынести впечатления, что некоторые из обитателей тюрем , осуждённые за преступные насильственные действия, – люди, страдающие какими-нибудь болезнями мозга. Конечно, имеется, как говорит Маудсли, широкая «промежуточная область между преступлением и безумием…». Причём на одной границе мы встречаем некоторое проявление безумия, но ещё более того – проявление порочности, вернее «сознательного желания причинить какое-либо зло. На другой же границе мы встречаем, наоборот, меньшее проявление порочности, большее – безумия». Но «справедливое определение нравственной ответственности несчастных людей, обитающих в этой промежуточной полосе, никогда не будет достигнуто, пока мы не отдаемся от ложных представлений о пороке и злой воле».
Социальные факторы играют самую весомую роль в мотивировании преступных деяний отдельных людей. Как же может быть по-другому, если тотальный и непрерывный кризис человеческих отношений является наибольшим пороком, приводящим к общей несправедливости и материальному расслоению в человеческом общества.
Из года в год сотни тысяч людей вырастают в грязи. В грязи не только материальной, но и МОРАЛЬНОЙ. В больших городах и маленьких сёлах многие дети растут заброшенными среди населения, деморализованного неустойчивой жизнью, неуверенностью в завтрашнем дне, а также крайней бедностью и даже нищетой. Подросшие дети с неблагополучных в материальном и моральном плане семей часто предоставлены сами себе и самому скверному влиянию улицы. Они нередко полностью лишены всякого присмотра своих родителей, угнетённых страшной борьбой за существование. Эти дети не имеют даже представления о счастливой семье и ежедневной заботе родителей. Зато они жадно впитывают пороки больших городов. Эти выросшие без родительской ласки дети и есть основной человеческий материал наших тюрем.
Материал с испорченной нравственностью, испорченной психикой и ненавистью к людям, живущих в полосе благополучия.
Раздражаться негодующими речами по поводу склонности к пьянству, преступности, аморальному образу жизни бедствующего населения – проще всего. Нет ничего легче. А ведь для искоренения этих явлений надо исправлять социальные, и другие пороки являющиеся поставщиком преступников человеческому обществу.
Я очень далёк от мысли, что тюрьмы исправляют попавших туда людей. Тюрьмы совсем не улучшают нравственности и не предотвращают дальнейших преступлений. Наоборот, тюрьмы – это университеты по совершенствованию способов преступности, обучению свежих, только что посаженных в тюрьму людей сокрытию своих преступных деяний в будущем и наставлению правилам поведения при расследовании преступлений. Я, конечно, не думаю предложить замену всех тюрем приютами для умалишённых. Тем более, что приюты для умалишённых, в сущности, те же тюрьмы, а люди, сидящие в тюрьмах – не умалишённые. Они даже не всегда являются обитателями той границы «промежуточной области», на которой человек теряет контроль над своими действиями. Я далёк и от идеи отдать тюрьмы в ведение педагогов и врачей. Считаю, что для спасения детей и даже взрослых людей на первом месте должна быть ПРОФИЛАКТИКА преступлений.
Большинство людей, посылаемых слепыми судьями в тюрьмы, нуждаются в помощи близких людей, которых в их жизни не было и они уже не появятся. Высшие нравственные человеческие качества у них не могли быть привиты болезненным состоянием организма, а ещё чаще, позорными условиями, при которых вырастают сотни тысяч детей в так называемых многомиллионных центрах цивилизации. Эти причины длительное время оказывали отрицательное психологическое на будущего преступника.
Высшие человеческие качества невозможно привить человеку, лишённому свободы, не имеющему возможность распоряжаться своими поступками и самостоятельно их контролировать.
Для развития в ГУМАННОМ и СПРАВЕДЛИВОМ обществе, на мой взгляд, необходимы следующие условия для всех.
-
Полная уверенность каждого человека в своём будущем: в том, что при законопослушности и честной работе у него и его семьи всегда будут жилище, питание и одежда.
-
Дети должны воспитываться только в счастливых полных семьях.
-
Следует отметить, что это может быть возможно только при ликвидации длящегося тысячи лет кризиса человеческих отношений, основанных на расизме, многочисленных конфессиях, различных стартовых возможностях людей, протекционизме и многих других давно сложившихся условиях человеческого сосуществования.
А что же делать сегодня с преступниками нашей реальной и суровой действительности? К преступнику можно относиться с сочувствием и состраданием, но нельзя же допускать его к возможности совершать дальнейшее зло. Какими способами это возможно сделать?
Предлагаю подумать читателям над этим вопросом самостоятельно.
Комментарии