Десятилетие ливийской трагедии – одной из поворотных точек XXI века
Григорий Игнатов
Поразительная безответственность и циничная слепота: как Запад одной короткой военной операцией обрёк на несчастья десятки миллионов человек.
19 марта 2021 года исполняется скорбный юбилей: десятилетие с начала иностранной интервенции в Ливию – события, которое запустило цепную реакцию погружения значительной части Ближнего Востока в хаос, разруху и терроризм. Важность этой круглой даты трудно преувеличить.
Арабский мир, безусловно, никогда не был спокойным местом. За вторую половину двадцатого века там сформировалось множество государств, которые внешне имитировали европейское устройство, но внутренне не имели самого главного – единой нации, которая и строит вокруг себя государство. Вчерашние (или даже сегодняшние) кочевники и скотоводы жили как и тысячи лет назад – понятиями родов и племён, кровной мести, взаимных обвинений в религиозных ересях и густой средневековой жестокости. Цивилизующий процесс там шёл «сверху», и часто вопреки желанию части населения. Тем не менее, многочисленные арабские государства не стояли на месте, экономический и культурный прогресс понемногу менял социальный ландшафт, а если войны и случались, то преимущественно между коалициями арабов и Израилем. Было не так-то просто представить, что в начале XXI века в-общем-то современные (с оговорками) страны можно за считанные месяцы вернуть в состояние средневековья со всеми его ужасами.
Если сравнить Ливию, скажем, с Афганистаном (даже тем, светским, начала 70-х годов), то это были бы просто небо и земля: почти поголовно грамотное население, высокие доходы граждан, впечатляющие инфраструктурные проекты, относительно светский менталитет. Но 19 марта 2011 года стартовал очень быстрый процесс сброса этой небедной и относительно успешной страны в состояние, близкое к афганскому, а то и хуже. Всё, что потребовалось – убрать предохранители от межплеменной вражды в лице государства.
Интересующиеся историей «арабской весны», изучая сейчас, «по остывшим следам», этот вопрос, могут поразиться, как много лжи и провокаций было потрачено на раздувание «восстания» в Ливии, Сирии, Египте, Тунисе. В этом грязном деле «плодотворно» сотрудничали как европейские «правозащитники» и исламские экстремисты из «Аль-Каиды» (запрещённая организация в РФ). Но мало было раздуть огонь мятежа – нужно было позаботиться о том, чтобы его некому было тушить!
Борьба правительства Каддафи с «повстанцами» к концу марта шла с переменным успехом и даже если бы затянулась, то в любом случае, не было бы и речи о полном исчезновении государственной власти на всей территории Ливии. Скорее всего, мятежники оторвали бы себе какой-нибудь анклав, за который шла бы позиционная война.
Большая часть ливийцев же продолжила обычное, нормальное существование. Однако в дело вмешался Запад.
Включив привычную лицемерную шарманку «заботы о правах человека», США, Англия и Франция протащили через ООН резолюцию о создании «бесполётной зоны» над Ливией: якобы, чтобы ужасный Каддафи не бомбил мирных жителей. Эвфемизм «бесполётная зона» на практике означал полное западное господство в воздушном пространстве Ливии и готовность сбивать её авиацию. Вскоре, однако, спохватились, что такой идиллии может помешать ливийское ПВО, которое быстренько разнесли крылатыми ракетами. А после уничтожения всех возможных угроз и не найдя никаких следов самолётов Каддафи в «бесполётной зоне», авиация интервентов без малейшего стеснения принялись наносить удары по правительственным войскам – ровно десять лет назад. Что, как мы знаем из истории современных войн, гарантирует быстрое поражение наземной стороне.
Однако очень скоро выяснилось, что проиграл не Каддафи – проиграла вся страна. Спустя полгода после начала гражданской войны погибло до 50 тысяч человек. Уровень преступности вырос в среднем на 500%. О высоких доходах для населения от нефтяной ренты можно было, разумеется, забыть. Как и вообще о жизни в цивилизованном государстве. Ливия превратилась в бесконечный кровавый хаос войны всех против всех, густо замешанный на межплеменной вражде и религиозном фанатизме.
«Ливийский прецедент» поражает какой-то невероятной, за гранью всего и вся, западной безответственностью. Безусловно, вторжение в Афганистан и оккупация Ирака тоже разрушили там привычный образ жизни и принесли море жертв и слёз – но там интервенты хотя бы брали на себя какую-никакую ответственность за происходящее: пытались формально обеспечивать мир и безопасность, проводить реформы, направлять свои марионеточные правительства советами и деньгами. А в Ливии просто всё разнесли – и ушли! «Творческих успехов вам, дорогие товарищи» и «Сами, всё сами». То есть, налицо целью была не смена цивилизационной парадигмы, пусть и насильственная, а хаос в чистом виде. И ничего более!
И хаос не замедлил появиться – да такой, какого никто в тех местах и не видывал! Мятеж в Ливии запускает те же процессы в Сирии, так что можно с полным правом сказать, что ИГИЛ (организация запрещена в РФ) – родом не только из Сирии и Ирака, но и из Ливии. Ливийские туареги понесли войну южнее, в Мали. А беспрецедентный поток мигрантов в Европу – тоже следствие той безумной и безответственной «борьбы за свободу». Сумма последствий для всего мира оказалась такой непредсказуемой и шокирующей, что можно даже утверждать: 19 марта 2011 года было одной из поворотных точек всего XXI века.
Сделаны ли из этого какие-то выводы самими виновниками трагедии? Ни в малой степени! Даже признав в той или иной степени операции в Ираке и Афганистане ошибками, за Ливию никто не кается ни в Вашингтоне, ни в Париже, ни в Лондоне. А это значит, что огромные проценты на моральном счету их вины только растут.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Прологом событий в Ливии стали внешнеполитические амбиции Каддафи:
1. планы введения "золотого динара" (на полном серьёзе!) и прекращение торговли нефтью только за доллары США,
2. желание стать лидером всей Африки и, может быть, части остального арабского мира.
Тут надо сказать, что Каддафи, поставленный США, был управляемым и послушным. Любой диктатор взбрыкивает, но коли он послушен, с ним можно договориться.
Результаты свержения Каддафи:
1. бешенцы из Африки стали неразрешимой проблемой Европы,
2. Китай занял в Африке возможную нишу управляемой Ливии,
3. перманентные войны в Африке "всех против всех" разгорелись с новой силой,
4. началась турецкая экспансия в Африку...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором