Амшенские армяне-мусульмане из Киргизии поселятся в Нагорном Карабахе

На модерации Отложенный

Наверно, нет надобности в очередной раз говорить о том, насколько актуален для нашей страны вопрос заселения приграничных и отдаленных сел, что одновременно поможет решить и другую, не менее важную для республики проблему – сельскохозяйственную. К сожалению, армянский крестьянин сегодня разочарован и, не получая за свой упорный и тяжкий труд достаточной отдачи, предпочитает отходничество. Нередко он забирает с собой и семью – с намерением больше не возвращаться. Вот так и пустеют армянские села, и с каждой новой переписью все меньше и меньше становится хозяев земли…
Не заселены и многие районы Нагорного Карабаха – земли эти ждут тех, кто вспашет их и засеет. Встревоженный этой проблемой, известный предприниматель и благотворитель Левон Айрапетян предпринял свою очередную патриотическую программу – поселить здесь армян-амшенцев из Киргизии.
Амшенские армяне на протяжении веков подвергались всяческим гонениям. Согласно летописцу Леонтию Византийскому (VII-VIII вв.), армянские князья Хамам и Шапух Аматуни, потеряв в сражении с арабами свои владения в Артазе, переселили 12000 армян в пределы Византийской империи. Они основали город Тамбур (Дампур) в Понтийских горах, позднее переименованный в Амамашен, а затем в Амшен. Со временем территория нового княжества расширилась, охватив ряд других районов – Хопа, Борчка, Трабзон, Орду и другие. Амшенцы, представляющие собой одну из ветвей армянского народа, сохранили свой особый диалект. В 1489 году Османская империя завоевала Амшенское княжество, а населявшие его армяне в значительной степени были исламизированы. Примечательно также, что часть амшенцев-христиан утратила родной язык, а многие амшенцы-мусульмане сохранили не только родной язык, но и свои национальные традиции.
Для оставшихся верными христианству амшенцев практически единственным выходом оставалась эмиграция, и многие амшенские общины переселились в другие края. А потомки амшенцев-мусульман проживают в небольшой турецкой провинции Амшен, и историки до сих пор спорят, следует ли считать их армянами? Нелишне, однако, отметить, что большинство армян признает амшенцев, как мусульман, так и христиан, своими этническими родственниками.
Помимо Турции, довольно значительное число амшенцев проживает в России (примерно 1500 человек), Грузии, Армении и в Средней Азии. В силу ассимиляционных процессов сегодня трудно определить их истинную численность, но, по примерным подсчетам, амшенцев насчитывается около 400 тысяч (200 тысяч из них – мусульмане суннитского толка). Большая часть амшенцев-христиан проживает в Краснодарском крае (по данным переписи 2002 г.- около 1000 человек). Сегодня для амшенцев, как мусульман, так и христиан, остро стоит проблема сохранения своей национальной самобытности, особенно для проживающих в Турции и Средней Азии. Как в Турции, так и в Средней Азии единственной возможностью воспитания молодого поколения амшенцев в национальном духе остается семья, поскольку не существует ни школ, ни других культурно-образовательных структур на амшенском языке. В Средней Азии амшенцы оказались в 1944 году, когда по приказу Сталина жители шести амшенских сел Аджарии были переселены в Киргизию и Казахстан как «неблагонадежные».
Нам удалось побеседовать с руководителем киргизской общины амшенцев Русланом Карабаджаковым. Он приехал в Армению для разработки программы переселения амшенцев в Карабах. Из Армении он направится в Арцах, где изучит возможное место поселения примерно для 200 семей амшенцев. «Наше место – здесь, в Армении.

Наша судьба сложилась так, что больше 250 лет мы кочевали с места на место – Аджария, Средняя Азия… А от судьбы не убежишь. Сейчас мы решили наконец-то найти пристанище на родной земле. Я хочу, чтобы мой народ жил компактно, а не рассеянно. В Киргизии мы все друг друга знаем – каждая семья! И я рад, что, поселившись в Карабахе, мы все будем жить в одном селе, опять рядом»,- говорит руководитель общины, воодушевленный проектом и в то же время озабоченный тем, как воспримут идею переселения его соотечественники и какие возможные сюрпризы еще преподнесет им судьба. Тревожит и то обстоятельство, что община сокращается с каждым годом: молодежь уезжает на заработки в чужие края и больше не возвращается. И как бы строго ни обстояло дело в общине с межнациональными браками, молодые люди, обосновавшись в других краях, часто женятся на местных мусульманках и отдаляются от своих корней.
Примечательно, что амшенцы Киргизии никогда не имели связей с Арменией – может быть, дело тут в том, что они исповедуют разные религии… В этом смысле определенный повод для опасений действительно имеется: в конце концов, эти амшенцы более двух с половиной веков исповедовали ислам, а сейчас собираются переселиться в христианскую страну. Кстати, попытка переселения амшенцев-христиан из Краснодарского края и Абхазии и амшенцев-мусульман из Средней Азии в одно из обезлюдевших лорийских сел в Армении уже была предпринята в 1984 году. Инициатором ее был вице-председатель действующего в Ереване благотворительного земляческого союза «Амшен», историк и журналист Сергей Варданян. Однако после Спитакского землетрясения реализовать эту идею стало невозможно.
Так или иначе, но вовлеченные в новый проект люди выразили надежду, что на этот раз он будет успешно осуществлен, тем более, что власти уже дали свое согласие, поскольку поверили в эффективность и национальное значение программы. Потомки амшенцев-мусульман, живя на родной земле, вполне возможно, со временем вернутся к вере своих предков. А пока что важнейшим вопросом остается переселение 200 амшенских семей из Киргизии в одно из сел Мартакертского района НКР и выделение для них земель для занятий земледелием и животноводством – ведь в Киргизии они именно этим в основном и занимались. Именно таким людям, понимающим «язык» земли и животных, и надо давать землю. Руководствуясь идеей, что корни нации сохраняются в селе, инициаторы программы кладут в ее основу именно перспективы развития сельского хозяйства. Сама программа будет финансироваться до тех пор, пока переселенцы не встанут окончательно на ноги. В успехе этого патриотического начинания заинтересованы и члены московского земляческого союза «Амшен», которые также по мере возможности окажут поддержку переселенцам. Как сообщил член комитета этой организации Георгий Мхитарян, вполне возможно, что впоследствии рамки программы будут расширены и к переселившимся в Армению амшенцам из Киргизии присоединятся также амшенцы России и Казахстана.
«Эту мою поездку в Армению можно считать исторической,- не скрывает своего воодушевления Георгий Мхитарян,- ибо оторванная от родной нации и земли частица нашего народа вновь получает возможность воссоединиться с ними».
Кто знает, может, это станет началом новой консолидации армянского народа.
Тагуи АСЛАНЯН, «Собеседник Армении»

http://www.yerkramas.org/2011/05/10/amshenskie-armyane-iz-kirgizii-poselyatsya-v-karabaxe/