Иллюзия выборов при царе.

Выступление Николая II перед депутатами Первой государственной Думы 1906г. Фото из открытых источников.
Государственная дума царской империи была продуктом незавершенной революции 1905-07 годов. До 1905 года Россия представляла собой абсолютную монархию, не обремененную никакими выборными представительными учреждениями. Верховная власть целиком и полностью — если не считать Земских соборов, окончивших свое существование в середине XVII века — находилась в руках царя и им же назначаемых и смещаемых министров. Поэтому требование «народного представительства» в течение почти ста лет звучало в той или иной форме в программах всех мало-мальски демократических российских движений.
Революция 1905-1907 гг. была демократической, имела общенародный характер. Революция проходила под лозунгами осуществления буржуазных свобод. В сложившихся условиях самодержавие пыталось использовать различные способы борьбы с революцией -- от политического террора до политических уступок народным массам.
Одной из таких уступок стала, попытка министра внутренних дел России А. Г. Булыгина создать при царе государственную Думу -- совещательный орган без каких-либо законодательных прав.
В манифесте от 6 августа 1905 г. говорилось: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов».
Цензовая система со льготами для имущих классов, выборы по сословным «куриям» — все это лишало представительства в Думе наиболее активные и многочисленные слои общества: городскую мелкую буржуазию, рабочих и основную массу крестьян. Правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, крестьяне — только на особых основаниях. Рабочие, женщины, военнослужащие, учащиеся не имели избирательных прав.
Не только пролетариат бойкотирует Думу, но и Дума бойкотирует пролетариат, — с горькой иронией резюмирует Ленин в 1905 году.
"Булыгинская дума", как прозвали ее народные массы, была сметена Всероссийской политической стачкой в октябре 1905 г.
Мощное стачечное движение, носившее политический характер, заставило царя пойти на подписание Манифеста 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной Думы.
Манифест обещал населению "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов".
В России вводилась Государственная дума, которая объявлялась законодательной. В Манифесте содержалось обещание, что "никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы". К участию в Думе было обещано привлечь те классы населения, которые ранее были лишены избирательных прав.
Это касалось, прежде всего, рабочих.
Проект царского Манифеста не обсуждался на заседании Государственного совета, как это тогда полагалось. Против проекта яростно выступили наиболее близкие к царю сановники, министр императорского двора Фредерикс и др. Однако времени на дебаты и размышления не было. Николай II это прекрасно понимал. 17 октября 1905 г. принимается Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозгласивший: 1) дарование свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоев населения; 3) обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов.
В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, формулирующие в своих программах требования и пути политического преобразования общества. Манифест 17 октября 1905 г., провозгласив введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной Думы), ограничивающего монархическую власть положил начало буржуазному конституционализму в России.
Уже после бойкота «булыгинской» Думы 11 декабря 1905 года принимается несколько более «демократичный» избирательный закон. По новому закону больше половины населения Российской империи были лишены избирательных прав. Это были женщины, молодые люди, не достигшие 25 лет, военнослужащие, студенты высших учебных заведений, представители высшей администрации и занимающие должности в полиции, осужденные или находящиеся под судом (если наказание за совершенное преступление предусматривало утрату сословных прав или признание имущественной несостоятельности), ряд национальных меньшинств, кочевые народы.
По этому закону выборы в Думу были многоступенчатыми, сословными и неравными. Представительство было неравным: теперь у помещиков 1 выборщик приходился на 2 тысячи человек, у крестьян — на 30 тысяч, а у рабочих — на 90 тысяч. Таким образом, один голос помещика приравнивался к 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборщики от рабочей курии составляли лишь 4% всех выборщиков в Государственную Думу. К тому же выборы были еще и не прямыми, а многостепенными. Для рабочих устанавливалась трехстепенная, а для крестьян - четырехстепенная избирательная система.
Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора.
С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный Совет.
Одновременно с “Учреждением” было принято новое Положение о Государственном Совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Государственный совет должен был утверждать проекты, прошедшие обсуждение в Думе.
В.И.Ленин ПСС т.39 Привет итальянским, французским и немецким коммунистам стр.219:
"Только негодяи или дурачки могут думать, что пролетариат сначала должен завоевать большинство при голосованиях, производимых под гнетом буржуазии, под гнетом наемного рабства, а потом должен завоевывать власть. Это верх тупоумия или лицемерия, это — замена классовой борьбы и революции голосованиями при старом строе, при старой власти".
Комментарии