Вот и прошёл Парад
Сегодня, в Иерусалиме
Автор: Евгения Кравчик
Под звуки марша Победы – по Иерусалиму

Фото:ZMAN.com
Матвея Лихтермана призвали в Красную армию еще до начала войны, вошедшую в учебники истории на Западе, как Вторая мировая, а в российскую историю и в нашу генетическую память - как Великая Отечественная.

- Призвали меня 14 марта 1941 года в Самарканде, - вспоминает Матвей Лихтерман. – Из Самарканда 2 сентября 1941 года меня отправили на фронт. Мне шел двадцатый год. Служил в противотанковой артиллерии. Осколком снаряда был тяжелейше ранен под Ельней на Смоленщине. Мне пробило грудную клетку, к счастью – с правой стороны. Три месяца провалялся в госпиталях…
История Матвея Лихтермана во многом типична для тех, кто прошагал сегодня утром под марш Победы по иерусалимской улице Гилель. Трудно представить, что пережили эти люди. На пиджаках многих из них не хватает места орденам и медалям.
Вот и Матвей Лихтерман точно знает, что это значит - смотреть смерти в глаза. После ранения его отправили в Башкирию, затем судьба занесла еврейского бойца в Щелково под Москвой, где он приступил к службе в Третьей воздушно-десантной бригаде.
- В каком звании вы закончили войну?
- В звании лейтенанта, - произносит Матвей Лихтерман, невольно вытягиваясь по стойке "смирно". – Войну я закончил в Праге. Сражались мы до тринадцатого мая 1945 года, а демобилизовали меня в августе…
- Сколько лет вы живете в Израиле?
- С декабря 1990 года - в Иерусалиме.
- Чем является для вас Иерусалим?
- Сказка! Идеал каждого еврея. Живу я в хостеле. Здесь похоронена моя жена…

Пока ветераны и участники Великой Отечественной усаживаются под зонтами, чтобы послушать обращенные к ним слова восторга и благодарности, я успеваю узнать, что внуки Матвея Лихтермана отслужили в Армии обороны Израиля. И что правнуки у него – сабры, уроженцы Страны…

Кое кто из участников парада Победы захватил с собой внуков, а кто-то привел на улицу Гилель и правнуков: пусть знают, что деды и прадеды – не просто убеленные сединой старцы, но – герои.

Единственное, о чем внуки и правнуки, возможно, и узнают, но вряд ли поймут, - в каких нечеловеческих условиях ковалась Победа, сколько крови было пролито и сколько миллионов евреев (в погонах и без) погибли или были зверски уничтожены в газовых печах Холокоста, прежде чем над Рейхстагом взвилось алое знамя.

Один из таких флагов-реликвий (музейный экспонат) пронесли сегодня по центральной улице Иерусалима потомки прадедов-героев.

Многие коренные израильтяне, как зачарованные, останавливались, пытаясь понять, что за странная процессия (со "скорой" в хвосте) движется под звуки мелодичного, но явно нездешнего марша, и что за ордена и медали сияют на груди ветеранов в лучах иерусалимского солнца…
(Продолжение читайте в ближайшие два часа)
Об отваге – без пафоса
Фото:ZMAN.com На площадке у культурного центра начинается митинг (начало читайте здесь). 66-летие Победы над нацистами означает лишь одно: большинству из тех, кого сегодня чествует Иерусалим, - уже за 80. Но как держатся эти люди, с каким достоинством! Никто не жалуется, не плачется, никто ничего ни от кого не требует, хотя живется героям ох как нелегко. Напротив: многие, отказывая себе (военная закалка!) в элементарных житейских радостях – книгах, новой одежде, экскурсиях, - зато ухитряются отложить пару сот шекелей в месяц, чтобы порадовать бесхитростными подарками внуков и правнуков.

Казалось бы, у войны – не женское лицо, но посмотрите, сколько среди ветеранов женщин.

Какие лица! Глаза…
Лена Элимелах, председатель столичного женсовета (не путать с феминистскими организациями!), 12 лет безвозмездно оказывает помощь ветеранам и участникам Великой Отечественной:
- Это необыкновенные люди, - говорит она. – И, к большому сожалению, с каждым годом их становится меньше и меньше… Я бы сказала так: все они – простые скромные герои. Непритязательные. Стеснительные… Кто-то из них прошел всю войну, кого-то призвали в армию в 1944-м… Но все они хлебнули большого горя. И сегодня они счастливы, потому что и в этом году им удалось подняться (именно так - совершить восхождение!) в Иерусалим. А я, со своей стороны, счастлива оттого, что могу сделать для них все, что в моих силах.

Лена владеет ивритом – благодаря этому она и способна эффективно помочь ветеранам. Сегодня на парад Победы пришла ее сестра Тамара с мужем – бывшим партизаном и узником гетто. Рассказы сестры, а потом и ее мужа полностью перевернули мироощущение Лены, которая родилась в 1941 году и войны не помнит.
Ведь личная история каждого из бойцов, партизан, узников гетто может лечь в основу книги. Главное - успеть записать уникальные по фактам и эмоциональной силе воспоминания. Еще важнее - не опоздать: время не союзник, оно - враг…
Лена Элимелах указывает на пожилого мужчину, ведущего тихую беседу с представителем ее - послевоенного поколения.

- Это, - говорит она (на снимке слева), - Григорий Луцкин. Он из Беларуси. Во время войны был заправщиком самолетов. Удивительный человек – интеллектуал, наделенный отличным чувством юмора. Был председателем пресс-центра иерусалимского комитета ветеранов, но, к сожалению, по состоянию здоровья был вынужден оставить свое дело. Ноги не ходят, зато голова - светлейшая. На парад Григорий приехал на такси, чтобы хоть немного побыть здесь.
Сын Григория Луцкина – летчик, а внук и три внучки служили уже в Армии обороны Израиля… Правнуки (их трое) родились уже в Израиле.
Лена замечает еще одного старого доброго знакомого. Это - Григорий Кац.

- Во время войны его похоронили - в семью Григория пришла похоронка, - рассказывает Лена. – Родные не знали, что после боя Григорий чудом пришел в себя и… пополз на поиски своей роты. Нашел!
Сегодня Григорий – заместитель председателя организации ветеранов войны столичного района Кирьят-Йовель. Бодрый. Энергичный. Мудрый. На парад Победы он приехал со своей женой Эммой.
- Раньше он ежегодно отправлялся в Москву встречаться с однополчанами, но в последние годы ему уже тяжело совершать такие перелеты, - говорит Лена.
Мое внимание привлекает женщина средних лет. На плечо накинут увешанный орденами и медалями синий китель, в руках – фотография юноши, который сегодня годится ей в сыновья.

- Мой отец, Яков Зельдин, - говорит София Зельдин, дочь запечатленного на старой (более чем 60-летней давности) фотографии. – На этом снимке папе 18 лет. Сражался на Белорусском фронте, был ранен под Сталинградом… Умер в Иерусалиме 10 лет назад. Похоронен на Масличной горе. Каждый год 9 Мая, в День Победы, я восхожу пешком на Масличную гору - на могилу отца...

А Михаил Рогов (по словам Лены Элимелах - невероятно мужественный боец, человек абсолютно бесстрашный) уселся по своему обыкновению в последнем ряду. О чем он вспоминал сегодня в Иерусалиме на параде Победы?
Возможно, в войну у него, как и у Матвея Лихтермана, были обморожены пальцы ног - и боль дала знать о себе спустя 68 лет? А может, он мысленно вел тихую беседу с боевым товарищем, так и не вернувшимся с фронта?..
Со сцены звучала старая фронтовая песня… Удивленные непривычной мелодикой правнучки-сабры фотографировались с героем-прадедом. Сегодня они узнали: прадед сражался и проливал кровь – ради них.

Спешащие по улице Гилель прохожие недоуменно прислушивались к песне, которую "поют не по-нашему".

Жизнь Вечного города текла своим чередом…

Сегодня в центре Иерусалима, состоялся Парад Победы, приуроченный к 66-й годовщине Победы над нацистской Германией, в котором приняли участие ветераны войны. В этом году, парад прошел 11 мая, так как на 9 выпал День памяти павших в войнах Израиля и жертв террора, а 10 был День Независимости.








Фото Uriel Sinai/Getty Images || REUTERS/Baz Ratner
Отсюда: http://plasmastik.livejournal.com/808402.html
Комментарии