Военные акции Вашингтона вызывают ответную реакцию России

На модерации Отложенный

 Все знают о Берлинском или Карибском кризисах, когда мир стоял на грани глобальной войны. Но в 1982–1984 гг. ситуация была не менее напряжённой. Целый ряд шагов двух сторон, вроде введения войск СССР в Афганистан, решения США разместить ракеты средней дальности в Европе, агрессии против Гренады, объявления Рейганом программы «Звёздных войн», – привели к беспрецедентному росту напряжённости между сверхдержавами.

В то время в СССР всерьёз считали одни из учений НАТО подготовкой к реальному нападению на нашу страну и приняли меры. К примеру, в 4-й воздушной армии в ГДР в каждом полку истребителей-бомбардировщиков уже стояли эскадрильи с подвешенными ядерными бомбами и ракетами. 


Но самое неприятное в этой истории то, что недавно рассекреченные американские документы показывают – в Вашингтоне просто не знали про ответную реакцию Советского Союза. Похоже, что сейчас ситуация повторяется, и это очень опасно. «АН» попытаются объяснить заокеанским «партнёрам», к чему готовятся в Москве. 

Ответная реакция на гостей

В последнее время американские стратегические бомбардировщики регулярно подлетают к границам России. Они появляются то над Чёрным морем, то над Баренцевым. В Вашингтоне считают, что таким образом посылают «серьёзные сигналы Москве».

Все подобные акции вызывают ответную реакцию нашей военной машины. Активизируются РЛС пассивных средств радиотехнических войск ПВО ВКС, при этом стараются не задействовать средства боевого режима. Дело в том, что радиоразведка супостата не спит, как и наша. «Бдят» и ЗРС С-400, и С-300ПС/ПМ2 на Кольском полуострове, в Карелии, в Крыму и иных регионах. Активизируется работа истребителей ПВО Северного и Черноморского флотов.

Что немаловажно, проводятся и ответные мероприятия как препятствующего, так и угрожающего характера. К первым можно отнести различные учения флота и авиации, с проведением ракетных стрельб либо ракетные испытания. Причём их районы, закрытые предупреждениями NOTAM, всегда оказываются именно тогда и там, где «визитёры» должны выходить к нашим берегам в районы условного пуска. Понятно, что они туда после такого предупреждения не лезут – приходится пробираться в обход, где их, конечно, тоже встречают. Такие учения, в частности, проводятся и в настоящее время.

Игра на нервах друг друга

К угрожающим мероприятиям можно отнести, например, плановые и не очень плановые учения или внезапные проверки боеготовности дальней авиации. А также ракетных полков РВСН с подвижными грунтовыми ракетными комплексами (ПГРК) типа «Тополь», «Ярс», «Ярс-С» или «Ярс‑М», учения ракетных бригад «Искандеров‑М». В этом году учений с полевыми выходами полков было не менее четырёх, а учений с бригадами – и того больше.

 

Совсем недавно, в начале февраля, на авиабазе Украинка в Амурской области, где дислоцированы 79-й и 182-й тяжелобомбардировочные полки 326-й дивизии дальней авиации, были проведены учения с одновременным вылетом более десяти тяжёлых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС/МСМ. Подчеркнём именно одновременность вылета более десятка «Медведей».

Впрочем, бывает, хотя и нечасто, что в учениях принимают участие и 30, и даже 40 бомбардировщиков. И это не считая истребителей эскорта, танкеров и самолётов дальнего радиолокационного дозора и наведения и прочих обеспечивающих сил.

Но именно тяжёлые (есть ведь ещё дальние Ту-22М3) «бомберы» в таком количестве если и задействуются, то никогда не взлетают массово почти одновременно. Дело в том, что есть определённые договорённости между РФ и США с целью снижения напряжённости.

Если одна из сторон засечёт массовый взлёт десятков тяжёлых бомбардировщиков, да ещё являющихся ядерными носителями и носителями ядерных КР (а у нас все тяжёлые бомбардировщики ими являются) – то реакция может быть крайне неадекватной. Может начаться война.

С другой стороны, американцы в последнее время уже немного утомили Министерство обороны России своими групповыми полётами. Вот им и продемонстрировали, что в эту игру можно сыграть и вдвоём. Но проблема в том, что в Вашингтоне плохо представляют, к чему подобные «мощные сигналы Кремлю» могут случайно привести.

Как 1983 год чуть не стал последним

И что характерно, даже в 80-е годы они представляли себе слабо, что происходит. Обратимся к прошлому. В то время прошло множество очень масштабных учений с обеих сторон, с которыми сравнимы разве что недавние российские учения «Центр» и «Восток». Осенью 1983 г.

американцы провели целых шесть учений под единым замыслом «Отэмн Фордж» («Осенняя кузница»). Это, конечно, было известно СССР. Тогда же в ответ на «Першинги-2», появившиеся в ФРГ, Советский Союз создал ответную «угрозу быстрого удара», разместив свои подлодки с ракетами на небольшой дальности у американских берегов.

2–11 ноября американцы начали проводить учения «Эйбл Арчер» на всей территории НАТО. Они отрабатывали подготовку к ядерной войне в Европе. Причём впервые были использованы новые уникальные коды связи и режим полного радиомолчания. Для этих учений были привлечены все главы стран НАТО, отрабатывался перевод войск и сил в уровень боевой готовности «полная» с применением ядерного оружия.

Да ещё 170 рейсами опять же в режиме радиомолчания военные США перебросили в Европу 19 тыс. солдат, для которых были заготовлены комплекты техники. Штабы НАТО и объединений войск Альянса были переведены в защищённые КП. А вылеты бомбардировщиков были названы в документах «ядерными ударами».

Конечно, в такой ситуации последовала сходная реакция нашей стороны. К тому же с 1981 г. советскими разведорганами, включая не только ГРУ, но и ПГУ КГБ, проводилась «операция РЯН» – работа по вскрытию подготовки к возможному внезапному ракетно-ядерному нападению.

Сейчас многие ветераны разведки в мемуарах возмущаются, что, мол, тогда заставляли разведку заниматься поисками того, чего не было, вместо работы по реальным задачам. Но что было бы, если дело реально дошло до войны, а разведка, занятая задачами сиюминутного характера, всё бы проспала?

В общем, в Москве всерьёз считали «Эйбл Арчер» подготовкой к реальному нападению и приняли меры. Тем более сам министр обороны США тех лет К. Уайнбергер говорил, что грань между масштабными учениями и войной очень размыта и перейти её возможно. Вот и готовилась армия СССР к превентивному удару – и это абсолютно правильно.

Войскам были выданы указания находиться в 30‑минутной готовности к удару. В готовности была даже артиллерия с ядерными снарядами. А в ГДР в каждом полку истребителей-бомбардировщиков уже стояло по эскадрилье с подвешенными ядерными бомбами и ракетами. Хватало и прочих мер. И если бы в Москве решили, что противник заигрывается, – удар бы последовал сразу. Юрий Андропов рохлей не был.

Они так ничего и не поняли

Самое неприятное в этой истории, что недавно рассекреченные документы США показывают, что там про нашу ответную реакцию просто не знали! Точнее, отрывочная информация у них была. Например, в Вашингтоне узнали о проблемах в одной из эскадрилий в ГДР, связанных с подвеской «непривычного вооружения». Но сложить всё в единую картинку аналитики разведки не смогли.

Точно так же американцы проспали в своё время операцию «Дунай» в ЧССР в 1968 году. Или подготовку аналогичных действий в Польше в 1981 году. Американцы засекли передвижения отдельных батальонов, но понять ничего не смогли. Прямо как в 2014 г., когда США успешно проспали действия РФ в Крыму, имея отдельные факты. Словом, никакие спутники и компьютеры не заменят умную голову, если её нет.

Отдельные руководители разведки США, правда, осторожно сигнализировали, что Советы начинают нервно реагировать, но не были настойчивы в этом. А начальство эти сигналы не восприняло. Даже сейчас генерал Пэрротс, бывший тогда на высоком посту в разведке группировки США в Европе, говорит, что и он не подозревал о всей полноте готовящегося СССР ответа.

То есть США и НАТО тогда «играли в войну», а СССР всерьёз готовился к реальной войне. И вполне мог бы преуспеть во внезапном ударе, хотя, конечно, при уровнях готовности тех лет, численности ядерных и обычных сил и прочего ни к чему хорошему это бы не привело.

При этом надо понимать, что тогда Западом руководили люди совсем иного уровня компетентности, ума и адекватности. Многие воевали и даже были героями войны – Эйзенхауэр, Кеннеди, Форд или Буш-старший. Эти люди видели войну да и ядерные испытания не в роликах на YouTube. А сейчас кто руководит Западом? А кто придёт после них – ветераны битв BLM, заслуженные бойцы ЛГБТ и движения за «зелёное» безумие? А ведь кризис компетентности идёт снизу вверх, и таким политикам будут готовить сводки такие же офицеры, набранные по «демократической повестке».

Да и военная мощь США и НАТО совсем уже не та, и ядерное соотношение сил, особенно с учётом новых российских технологий, – не в пользу Запада. А во главе России находятся люди, которых «улица научила бить первыми». Так что, может, лучше немного сбавить накал давления на Россию?