Это будет взятием Бастилии ...

На модерации Отложенный

Я убежден в том, что нынешняя эпоха в России подходит к своему финалу. Этот период может оказаться долгим и жестоким. Он может затянуться еще на годы, но для Владимира Путина это начало конца, потому что россияне младше сорока лет не помнят как следует ни Российской империи, ставшей советской, ни «налета» на государственную собственность, которым, по сути, явилась приватизация в начале эпохи Ельцина.

Возвращение Алексея Навального в Россию, вынесенные ему новые приговоры, последовавшие за этим протесты и жестокость их подавления, а также тот факт, что Сергей Лавров принял в Москве Жозепа Борреля, Верховного представителя Евросоюза по иностранным делам, в весьма оскорбительной манере, — все это вызвало бурные дебаты в Европарламенте.

Две недели назад состоялась онлайн-дискуссия между представителями российской оппозиции и членами Парламента. Бернар Гетта, депутат Европарламента, в своем выступлении заметил, что власть Владимира Путина ослабевает, и он не вечен на этом посту, так что оппозиция уже не может довольствоваться разоблачением коррупции и нарушений прав человека — пришло время обсудить «общую политическую программу, простую, ясную», которой, на его взгляд, не хватает в том, что он слышит и читает о деятельности российских оппозиционеров.

Я француз, живу между Парижем и Брюсселем, поэтому мне лучше бы помалкивать, но…

Я все-таки выскажусь на эту тему, потому что всегда был страстно увлечен историей России, потому что был лично знаком и выступал в защиту самых знаменитых ваших диссидентов семидесятых годов и знаю крупных политических деятелей времен Перестройки, потому что люблю вашу страну и потому что я стал очень заинтересованным свидетелем конца коммунизма и Советского Союза, когда жил в Москве, занимая пост корреспондента газеты «Монд».

Так что позвольте мне сказать, прежде всего, что я убежден в том, что нынешняя эпоха в России подходит к своему финалу. Этот период может оказаться долгим и жестоким. Он может затянуться еще на годы, но для Владимира Путина это начало конца, потому что россияне младше сорока лет не помнят как следует ни Российской империи, ставшей советской, ни «налета» на государственную собственность, которым, по сути, явилась приватизация в начале эпохи Ельцина.

Они родились после падения Берлинской стены или даже не достигли еще подросткового возраста, когда распался СССР. Эти травмы их не затронули, и человек, обеспечивший себе огромную популярность, пообещав отомстить за это двойное унижение, не имеет в их глазах ничего общего с молодым и мускулистым спасителем нации, каким он предстал перед их родителями.
Для россиян в возрасте до сорока лет, для России завтрашнего дня, Владимир Путин — не более чем стареющий президент, при котором они жили всегда, просто человек, который тщится изо всех сил вернуть утраченную Империю и бесконечно ссорится с ближайшими соседями, он всего лишь воплощение времени, в течение которого уровень жизни падает, денег становится все меньше и процветает коррупция, масштабы которой уже всем хорошо известны.

Единственные три оставшихся козыря в колоде Владимира Путина — это усиливающаяся жестокость репрессий, отсутствие работающих механизмов смены власти и страх многих людей в России перед угрозой возникающего в связи с этим вакуума. Благодаря этому он может выживать, но реальных сторонников ему уже не привлечь, то есть не сформировать основу для установления долгосрочной преемственности, и эта новая ситуация требует от оппозиционеров создания в России общей политической программы, простой и ясной.

Осуждение коррупции и нарушения гражданских прав более чем необходимо, но этого уже недостаточно.

Оппозиции, равно как и вообще всем россиянам и народам Российской Федерации, сейчас важно понять, что делать, и соответственно, определить цели, общие для движущих сил страны: городских средних классов, разумеется, потому что за ними будущее, но также и для силовиков, состоятельных людей и беднейших слоев населения в городской и сельской местности.


Задача сложная, но, наверняка, осуществимая.

Прежде всего, стоит подумать об установлении в вашей стране социальной справедливости, которая становится в России абсолютной необходимостью для самых бедных, а для самых богатых — единственным способом избежать революции. Станьте партией, выступающей за Welfarestate, за обеспечение коммунального хозяйства, дорог, школ и больниц, за социальное равенство и защиту.

Будьте такой партией, потому что любая страна стремится к справедливости и всеобщему благу, потому что главенство бизнеса, денег и прибыли может быть необходимо только для исправления избытка социальной защиты, и только после установления социальной справедливости, а не до того. До того как будет обеспечена социальная справедливость, тэтчеризм приведет лишь к чудовищному обнищанию рабочих, как в 19 веке, которую осуждали Диккенс и Золя, и которая в итоге обернулась – кому как не людям в России это знать? — кровопролитными революциями, террором и диктатурой.

Затем станьте партией мира. Станьте партией, отвергающей любое военное вмешательство, не направленное на защиту ваших жизненно важных интересов, партией, отвергающей убийственные и дорогостоящие авантюры, которые ничего вам не приносят и лишают вас стольких ресурсов — партией, которая будет постоянно спрашивать, во сколько обходится России спасение Башара Асада и ради какой такой выгоды она при помощи бомбардировок восстанавливает его насквозь коррумпированную и кровожадную диктатуру.

В-третьих, будьте партией европейской России, а не той китайской России, на которую вас обрекает политика Владимира Путина. Россия должна поддерживать прекрасные отношения с Китаем, потому что у вас с этим экономическим гигантом около 4 000 километров общей границы. Добрососедское взаимопонимание с самой густонаселенной страной мира вам необходимо, потому что у вас плохая демографическая ситуация, и никто, — ни силовики, ни олигархи, ни городской средний класс, ни самые бедные сельские жители, — никто в вашей стране не хотел бы попасть в вассальную зависимость от Китая, потому что это противоречило бы российской культуре, ее истории и интересам.

Поэтому станьте партией, настаивающей на образе жизни страны в сотрудничестве с Европейским Союзом. И речь не идет о подчинении Западной Европе, у которой нет ни средств, ни стремления навязать вам что-либо, — надо делать ставку на экономическое сотрудничество и соглашения по безопасности между двумя опорами нашего общего дома, нашего общего континента, Европы, и нашей общей цивилизации.

И, в-четвертых, станьте партией истинного братства между народами бывшей Российской империи — братства, основанного на общей борьбе за демократические принципы, на уважении национальной независимости, на добрососедстве и невмешательстве во внутренние дела.

На этом должны строиться ваши предложения относительно связей между Россией и ее ближайшими соседями. А теперь давайте помечтаем.

Давайте мечтать о том, что российская и белорусская оппозиции, объединив свои усилия, подпишут в ближайшем будущем совместную декларацию, утверждающую общность их целей — свободу, равенство и братство, призывая всех людей доброй воли во всем мире поддержать их общую борьбу.

Поверьте французу, эта совместная декларация будет вашим взятием Бастилии.

Бернар Гетта, депутат Европейского парламента