Дом с маками, в котором жил маршал Рокоссовский

На модерации Отложенный

Добротный усадебный дом на месте нынешнего особняка по адресу Яузская улица, 10/2, стр.1 (Рюмин переулок, 2) был построен в последней четверти XVIII века купеческой семьей Рюминых, владельцев самых первых фабрик по выпуску швейных иголок в Российской империи.

Простояв более века, здание кардинально изменило свой облик уже в начале XX столетия и с тех пор вызывает восторг своим великолепным модерновым декором.

Яузская улица, 10/2с1 (Рюмин пер., 2)

 

Яузская улица, 10/2с1 (Рюмин пер., 2)

История особняка Беляева

Дмитрий Федорович Беляев – потомственный почетный гражданин, меценат и предприниматель, выкупив владение, в 1903 году заказывает проект перестройки главного дома у зодчего Александра Антоновича Галецкого. Правда, в некоторых источниках указывается, что это была совместная работа последнего с архитектором Владимиром Васильевичем Воейковым.

Перестройку старого дома завершили в 1904 году.

Двухэтажный особняк был выполнен и оформлен в стиле модерн. Его фасадные плоскости, с выступающим по центральной оси ризалитом, облицевали кабанчиком серо-зеленоватого оттенка. Оконные проемы оформили изгибающимся поясом (тягой). Завершение здания оформили сплошным декоративным аттиком.

Парадный вход в особняк устроили со стороны Рюмина переулка, в левом крыле здания. Над ним нависает кованный козырек, а по обе стороны от дверей разместили небольшие колонны, прикрепив их к стене кронштейнами.

Доминантой декора служит мозаичное панно «Маки на закате», размещенное на правом торце особняка со стороны бывшего сада. Оно обрамлено витиеватым полуэллиптическим контуром, над которым расположена объемная лепнина в виде ветвей цветущей сакуры. Последний элемент, вместе с маскаронами нимф Лорелей, чередуются в опоясывающем фасады рисунке в подкарнизном пространстве.

Следует отметить, что панно «Маки на закате» было заказано на знаменитой фабрике «Мурано», которая находилась неподалеку от итальянской Венеции.

Мозаичное панно "Маки на рассвете"

 

Мозаичное панно "Маки на рассвете"

 

Декор с рисунком цветущей сакуры и маскаронами

 

Декор с рисунком цветущей сакуры и маскаронами

Интерес вызывает у специалистов и кованное ограждение владения, и садовая калитка, выполненные, как и дом, в модерновой стилистике.

Одни склоняются к версии, что их рисунок был разработан самим архитектором особняка, другие приписывают его разработку Федору Осиповичу Шехтелю, учеником которого Галецкий, кстати, и был.

Да и в описании рисунка существуют разночтения.

Основной версией является обращение автора к творчеству бельгийского зодчего, основателя франко-бельгийского стиля ар-нуво Виктора Орта и его знаменитого модернового элемента «удар бича». В экспрессивных линиях также находят подобие расползающихся по сторонам … змей.

 

Ограда в стиле модерн

 

Ограда в стиле модерн

Кованое ограждение установлено и на балконах дома, правда, там всё более-менее натуралистично: «распустившиеся» ирисы и тюльпаны.

История бывшего особняка Беляева связана с именем великого полководца Константина Константиновича Рокоссовского, который проживал здесь непродолжительное время после окончания Великой Отечественной войны.

В последующие годы здание занимали различные государственные учреждения.

Имя нынешнего собственника владения неизвестно, но радует тот факт, что им была проведена высокопрофессиональная реставрация дома, который включен в список выявленных «объектов московского культурного наследия».