Из Интервью Министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова медиахолдингу РБК, 19 февраля 2021 года

На модерации Отложенный

Вопрос: Что мешает нормальным отношениям Евросоюза и России?

С.В.Лавров: Предвзятость, по большому счету... На вопрос, готовы ли мы к разрыву отношений с Евросоюзом ответил утвердительно, потому что отношений не осталось уже. Как однажды высказывался бывший Президент США Б.Обама (правда, про российскую экономику), отношения разорваны «в клочья».

Если Евросоюз такой драгоценный партнер в сфере торговли и экономики, вот вам статистика: в 2013 г. первым партнером Евросоюза были США (около 480 млрд. долларов), за ними Китай (428 млрд. долларов) и Россия (417 млрд. долларов). То есть это цифры абсолютно одного порядка. Что происходит сейчас? В 2019 г. объем торговли с США – 750 млрд. долларов, с Китаем 650 млрд. долларов, с Россией около 280 млрд. долларов, а в 2020 г., если считать с Англией, – 218 млрд. долларов, а без Великобритании – 191 млрд. долларов.

Причина? Санкции, которые ввел наш «драгоценный» самый крупный экономический партнер по причинам, которые никогда, нигде и ни на какие факты не опирались. Евросоюз, расписавшись в своей неспособности, а, может быть, и нежелании, предотвратить антиконституционный государственный переворот с откровенным русофобским характером, решил поставить все с ног на голову. Брюссель переложил «с больной головы на здоровую» и ввел санкции не против путчистов, которые, по большому счету, наплевали на гарантии Евросоюза, подписавшегося под соответствующими соглашениями, а против России, полностью игнорируя, как я уже сказал, что действия той власти, которую они поддержали, были откровенно и буйно антироссийскими.

Вопрос: Если не было бы событий на Украине, наши отношения с Западом пришли бы в такую точку, в которой они находятся сейчас?

С.В.Лавров: Мне трудно об этом говорить. Потом были же еще события, связанные с обвинениями в «отравлении в Солсбери». Фактов предъявлено не было. Встретиться с нашим гражданином не позволили. Никаких доказательств не привели. Примерно то же, что сейчас происходит с «отравлением» А.Навального.

Вопрос: Почему мы не можем найти общий язык, который, как мне казалось, находили в 1990-е? И почему тогда находили?

С.В.Лавров: Тогда находили, потому что никто с территории Российской Федерации не спорил относительно ответа на вопрос о том, кто «в доме хозяин».  Решили, что все – конец истории. Ф.Фукуяма объявил, что отныне и впредь либеральная мысль будет управлять миром. Сейчас опять попытка эту либеральную мысль выдвинуть на передний план в борьбе за влияние на международной арене. Но, когда стало понятно, что Россия совсем не согласна с тем, что будет жить «в доме, где хозяин сам себя назначил», тогда и начались все эти сложности.

Поначалу, став Президентом, В.В.Путин и его команда пытались делать это через дипломатичные сигналы, которые принято считывать грамотным и умным людям. Но никто ничего не считывал. А потом пришлось сказать, тоже вежливо, но откровенно в «Мюнхенской речи». Когда такой сигнал никто не воспринялтогда это все началось...

Сейчас в открытую пишут, что идет торг между Вашингтоном и Берлином, согласно которым «Северный поток–2», ладно, Бог с вами, пускай достраивается, но если вдруг параллельно будет сокращаться транзит газа через Украину, то «Северный поток–2» будет перекрыт. То, что это унизительное предложение, для меня очевидно. Как сказал Президент Российской Федерации В.В.Путин на встрече с лидерами думских фракций, это очередное подтверждение того, что за счет России хотят финансово поддержать свой геополитический проект под названием «Украина».

Вопрос: А мы должны платить за этот геополитический проект?

С.В.Лавров: Им украинский режим нужен только для одного – чтобы постоянно раздражать Россию и выискивать новые поводы для русофобской политики… Наши западные партнеры не хотят, не готовы и не умеют разговаривать на основах равноправия.

Вопрос: Появляются страны, которые все-таки говорят, что хотят с Россией дружить?

С.В.Лавров: За три года пара десятков министров стран-членов Евросоюза побывали в России. У нас прекрасно идет диалог. Не особо тратим время на эти проблемы противостояния, нравоучений. Да, у них у всех есть «домашнее задание» – странички полторы-две, где они должны зачитать то, что этот брюссельский «обком» там согласовывал.

Вопрос: То есть у них есть методичка, с которой они приезжают?

С.В.Лавров: Обязательно. Там ни шагу влево. Это А.Навальный, например, или Скрипали, права человека. Сейчас ученый Ю.Дмитриев из Карелии. Категорически не приемлют факты, доказывающие его участие в преступлениях, педофилии. Они зачитали, я привожу контрдоводы, объясняю, что мы видим в той или иной ситуации, и почему мы не можем получить доказательств по тому же А.Навальному, по тем же Скрипалям...

Когда-то была цель – зона свободной торговли. В 2014 г. это было прекращено – еще один пример разрыва отношений.

Соглашение по безвизовому режиму тоже было готово еще в 2013 г. А когда пришло время его подписывать, ЕС сказал: «Давайте подождем».

Вопрос:  Недавно Министр иностранных дел Белоруссии В.В.Макей сказал о многовекторности внешней политики Белоруссии.

С.В.Лавров: Многовекторности хотят любые нормальные государства…

Объективно торговля с Евросоюзом у нас сократилась практически в два раза с 2013 г. За тот же период с Китаем она увеличилась в два раза.

Русофобия захлестнула большинство стран Евросоюза, а самые «буйные» диктуют повестку дня…

Вопрос: Недавно Президент США Дж.Байден сказал, что Соединенные Штаты больше не будут «идти на поводу» у русских. Есть ли, о чем говорить с Вашингтоном?

С.В.Лавров: Наши либеральные СМИ, практикующие жесткий прозападный курс, в поисках предметов критики в России нарушают грани приличия, переходят на личности, очень грубо и не по-журналистски себя ведут, как записные пропагандисты, в чем сами горазды обвинять других.

Очень важно, что Президент Российской Федерации В.В.Путин и Президент США Дж.Байден в своем первом телефонном разговоре  подтвердили намерение продолжать продвигать переговоры по стратегической стабильности в новых условиях…

Уговаривать Китай мы никогда не будем. Уважаем позицию Пекина, который хочет или нас догнать или предлагает нам сначала сократиться до его уровня, а потом уже разговаривать.

За пределами разоруженческого процесса у нас не так много сфер, где есть перспективы, видение того, что мы можем конструктивно сотрудничать.

Вопрос: Я был в Азербайджане во время войны и много слышал о том, что все азербайджанцы за «Великий Туран» (это государство от Турции до нашей Средней Азии). Москва не боится такого усиления Турции?

С.В.Лавров: Если говорить о «Великом Туране» как наднациональном образовании в историческом смысле, не думаю, что Турция преследует такую цель.

Что касается Турции, у нее есть интересы. Это ее соплеменники, говорящие на одном языке. Мы тоже хотим, чтобы «русский мир» имел возможности общаться. Создали разветвленную сеть организаций соотечественников, проживающих за рубежом, открываем центры «Русский мир» при университетах в разных странах…

На Украине: отключение СМИ, языковой запрет. Нельзя делать вид, что это издержки «роста» и «взросления» украинской нации, которая, как говорят, «несчастная». Сами украинцы заявляют, что они «от Александра Македонского». Тогда отвечайте за вводимые порядки.

Вопрос: Прозвучало заявление, что Украина признана недружественным России государством. Как это повлияет на наши отношения?

С.В.Лавров: Это просто характеристика государства. Что в нем дружественного? Закрываются русские школы, в магазинах покупателям и продавцам запрещают говорить на родном языке, нацисты сжигают российские флаги.

 

PS

Итак, Лавров признает что внешняя политика России определяется противостоянием с «враждебным геополитическим проектом Украина».

Обусловленное этим противостоянием сокращение связей с Европой не компенсируется удвоением торговли с Китаем. С Китаем у России не торговля, а неэквивалентный обмен невозобновляемых ресурсов по ценам ниже себестоимости на смартфоны. Эта «торговля» обескровливает российскую экономику.

И еще: противостояние с Западом никак не затрагивает элиту России. На верфи Бремена строят очередную супер-яхту для Абрамовича. Песков покупает квартиру в Париже. Американский зять Лаврова внезапно становится мультимиллионером. Пути страны и ее элиты расходятся все дальше.