Израильские арабы и политический прагматизм

На модерации Отложенный

Арабское общество приходит к осознанию того, что продвижение общинных интересов, важнее "принципиальной позиции" их политических лидеров. Сумеют ли понять это и другие общественные сектора многоликого израильского общества?

"Дайрект-плюс", авторитетный израильский исследовательский центр, занимающийся изучением общественного мнения, представил любопытный анализ изменений, происходящих сегодня в арабском обществе.

 

Комментируя решение партии РААМ, представляющей южное крыло отделение "Исламского движения", о выходе из союза арабских партий ("Общего списка"), наряду с заявлениями лидера этой партии Мансура Аббаса о нежелании автоматически считаться частью левого лагеря, аналитики полагают, что эти шаги выходят далеко за рамки внутри секторальных политических споров.

По их мнению, перед нами отнюдь не эпизодическое и малозначимое событие, но процесс, способный привести к значительным изменениям всей политической системы страны.

Два года назад, в апреле 2019 года, арабская улица, активно требующая в последние годы от своих политических представителей "бытовой" повестки дня и правительственной помощи в решении повседневных проблем, "наказала" лидеров "Объединенного списка", предпочитавших клеймить с трибуны Кнессета сионизм и рассуждать о создании государства для палестинских арабов, и на выборы не пошла.

Уяснив этот более чем прозрачный намек, лидеры арабского блока в преддверии очередных (третьих по счету) досрочных выборов в марте 2020 года, сместили фокус избирательной кампании с политического дискурса на социальный. Однако затем, оказавшись в Кнессете, они предпочли роль статистов в коалиции "против Нетаниягу", однозначно дав понять, что являются автоматической и безусловной частью левого лагеря. В итоге Бени Ганц вошел в правительство, левые потерпели поражение, и арабские политики остались без влияния и без решения проблем своего сектора.

Осознав разочарование, царящее в арабском обществе, Мансур Аббас, неожиданно для большинства политических экспертов, пошел в прошлом году на политическое сотрудничество с правыми и с премьер-министром Нетаниягу, добившись конкретных и практических результатов, в том числе значительного усиления борьбы с преступностью в арабском секторе.

Аббас сделал блестящий политический ход. До сих пор его партия воспринималась как небольшая религиозная фракция внутри арабского общества. Теперь же она превратилась в социально-религиозную, переживая процесс, очень напоминающий стремительный рост движения ШАС в 1990-х годах.

Поддержка РААМа расширилась за счет молодых и светских арабских избирателей, стремящихся к скорейшей "израилизации".

В немалой мере этот процесс стал результатом эпидемии "ковида", но еще более - итогом недавнего подписания "Соглашений Авраама", оказывающих в долгосрочной перспективе колоссальное влияние на арабское общество в целом.

По мнению экспертов "Дайрект-плюса", характерной ошибкой многих израильских СМИ и политиков стало предположение о том, что Мансур Аббас просто сменил левую "крышу" на правую. На деле же он просто решил, что ему больше не нужны посредники и что он вполне способен самостоятельно вести переговоры с любым правительством, добиваясь преференций для своего сектора точно так же, как это делают в Кнессете другие политические фракции, прежде всего ультраортодоксальные.

Немедленным результатом решения Аббаса пойти на выборы самостоятельным списком, стало падение поддержки "Ликуда" в арабском обществе. Неслучайно Нетаниягу прекратил поездки по арабским муниципальным советам, а "Ликуд" вернулся к своему естественному размеру в этом секторе, имея поддержку примерно в половину мандата.

Дополнительный и более подробный опрос, проведенный "Дайрект-плюсом", показал, что хотя большая часть представителей арабского общества желает смены правого Нетаниягу, он, по мнению опрошенных, так или иначе, продолжит исполнять обязанности премьер-министра и в следующем правительстве. Важно же то, что подавляющее большинство арабов страны выступает за диалог и сотрудничество "с любым правительством, которое будет избрано".

Иными словами, мусульманский клирик Мансур Аббас лихо обскакал на политическом вираже казалось бы куда более искушенных и опытных политиков - Ахмеда Тиби и Аймана Уду, набирая в настоящее время около 5 мест в Кнессете, в то время как его главный конкурент – "Общий список –  опустился до 7 мест.

Уже на следующий день после мартовских выборов станет ясно, чем закончился этот политический маневр для Мансура Аббаса – очередным разочарованием или, возможно, началом новой эры в израильской политике.

В целом нарастающая в арабском обществе тенденция к предпочтению тех политиков, которые настроены на прагматичное сотрудничество с правительственной коалицией, а не тем, кто категорически отрицает таковое в угоду идеологическим или абстрактным политическим соображениям, не может не радовать.

Арабское общество Израиля постепенно приходит к осознанию простой и ясной истины о том, что продвижение общинных интересов важнее и полезнее "принципиальной позиции" или амбиций своих политических лидеров, изначально отвергающих сотрудничество с теми или иными партиями. Интересно, сумеют ли это понять и другие общественные сектора многоликого израильского общества?