Трогательная история создания первого зимнего пейзажа в русском искусстве
На модерации
Отложенный
Никифор Степанович Крылов. Зимний пейзаж (Русская зима). 1827. Холст, масло. 54 x 63,5. Русский музей, Санкт-Петербург
Европейские художники зимние, снежные пейзажи освоили давно. У Питера Брейгеля Старшего ещё в середине 16-го века снег на картинах не только лежал, но и кружил в воздухе (смотрите вторую работу в галерее ниже). А в "Великолепном часослове герцога Беррийского" снег выпал ещё раньше: в начале 15-го века.
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Музей истории искусств, Вена
Питер Брейгель. Поклонение волхвов в снегу. 1563.Фонд Оскара Рейнхарта, Винтертур, Швейцария
Великолепный часослов герцога Беррийского. Февраль (фрагмент). Между 1412 и 1416 годами. Музей Конде
Русские же к снегу не подступались долго. Это кажется удивительным: ведь они родились и жили среди снегов. И... не кажется удивительным, если вспомнить, что выпускники Академии художеств из России годами жили в Италии. И писали итальянцев на фоне итальянской же природы - яркой и жаркой.
Однажды графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова советовала Карлу Брюллову остаться зимовать в Одессе, а тот отказывался и сетовал, что ему тут зимой нечего будет писать: как ни напиши зиму, все выйдет пролитое молоко.
Нет, были, конечно, художники, которые жили в России, к Италии были равнодушны. Венецианов, например. Но его интересовали крестьяне, их труд, а крестьянский труд - это все сезоны, кроме зимы. И всё же автором первого русского зимнего пейзажа стал ученик Венецианова (у Венецианова была целая школа для художников-самородков из народа).
Фрагмент картины Никифора Крылова. Но в качестве подписи - фамилия учителя.
Картины Никифора Крылова - большая редкость: он не дожил и до 30 лет, его жизнь забрала холера. Но благодаря первому в русском искусстве зимнему пейзажу имя его вписано в историю.
В ту пору художники ещё не писали пейзажей с натуры (даже Айвазовский создавал свои грандиозные полотна в мастерской), но Никифор Крылов писал зиму именно с натуры - в селе Никольском под Петербургом. Чтобы художник мог работать в студёную зимнюю пору, меценаты - а это были купцы Чернятинские (Чернягины) - построили для него избу-мастерскую и обеспечили на время работы над пейзажем содержание и пропитание! Картину оценили сразу же: на выставке в Императорской Академии художеств Крылова за неё наградили золотой медалью.
Комментарии
А "Охотников на снегу" обожаю с детства.
И только потом задумалась - откуда там столько льда и снега в центре Европы? Оказывается, тогда был малый ледниковый период.
PS А снег и тени на снегу у Крылова написаны великолепно, у Брейгеля - более схематично, просто белый цвет и никаких оттенков и теней, и небо тоже просто синее, без световых эффектов и облаков.