Николай АРЕФЬЕВ: Как нас проглотят?
На модерации
Отложенный
В России отсутствует четкая экономическая политика: нет понимания, в каком положении мы сейчас находимся, куда мы пойдем дальше, что нам предлагает экономический блок.
Пандемия коронавируса выявила проблемы, которые пришлось заметить, наконец, нашему правительству. Первое, почему растут цены? Ответ на этот вопрос простой – закладывается инфляция в 4% и начинается гонка цен!
Прибавили НДС на 2%, а он прибавляется к цене, так чему же удивляться? В результате по данным Росстата в годовом выражении сильнее всего выросли цены на сахар-песок (+65%), подсолнечное масло (+24%), крупы (+21%), овощи и фрукты (+12%), макаронные изделия (+11%). С сахаром причина, безусловно, не только в уменьшении посевов свеклы – решающую роль сыграло повышение НДС.
Кто повысил курс доллара? Разве эта мера не повлекла за собой повышение цен на импорт, а мы покупаем треть продовольствия. За 11 месяцев 2020 года Россия закупила продуктов на 26 млрд долларов, в том числе: мяса, птицы, рыбы – 803 тысячи тонн; молочных продуктов – 399 тыс. тонн; картофеля 310 тыс. т., помидор – 435 тыс. т; лука, чеснока – 281 тыс. т. Все это в советское время мы производили сами, теперь покупаем лук, который растет даже за полярным кругом!
А разве не правительство схватилось за акцизы и теперь надувает ими инфляцию? В 2021 году на алкоголь и сигареты устанавливаются новые акцизы, что приведет к росту цен. В зависимости от категории и типа товара он достигнет 4–20%. Вино может подорожать и на 10–15%.
Ставки топливных акцизов на бензин, дизель и моторные масла с 1 января 2021 года планово повысили на 4%. Бензин подорожал на 60–80 копеек в рознице, это примерно 1,5% роста.
Кроме того, влияние на цену бензина оказывает НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых, который ввели в помощь экспортной олигархии, освободив их от уплаты вывозных пошлин, а через НДПИ теперь эти пошлины будет оплачивать народ в сумме 6 триллионов рублей!
С 2000 года накопленный индекс потребительских цен превысил 550%. Есть только одна услуга, которая дешевела в последние 20 лет и в 2020 году стоит дешевле, чем в 2000 году - это междугородние звонки по стационарному телефону. Все остальное росло высокими темпами.
Цены растут! Доходы населения падают седьмой год подряд. Сейчас доходы россиян с поправкой на инфляцию находятся на уровне 2010 года.
Будет ли экономический рост? В декабре прошлого года Всемирный банк рекомендовал России отказаться от импортозамещения и открыть беспрепятственный доступ иностранным инвестициям. При этом намекнули, что неплохо бы было упразднить ГОСТы и ОСТы и усилить защиту иностранных инвесторов.
Каждому понятно, что этот совет направлен на полную ликвидацию российской экономики. Будет ли он выполняться? Безусловно, будет!
Успешно поработали руководители нашей страны, постоянно зазывавшие иностранных инвесторов: идите к нам, получите преимущества! Уже сегодня в России 65% промышленности принадлежит иностранному капиталу, 90% торговли – это иностранные торговые сети. 76% железнодорожного машиностроения принадлежит иностранцам. 77% предприятий цветной металлургии тоже принадлежит зарубежным «друзьям». Во всех остальных отраслях 45–60% иностранного капитала. В совете директоров предприятий нефтегазового комплекса большей частью иностранцы, в основных банках – тоже! Промышленная империя «РУСАЛ» вместе с алюминиевыми заводами и гидроэлектростанциями теперь принадлежат Соединенным Штатам.
Так чем же тогда управляет Минэкономразвития? Или министерство создано для того, чтобы добить остатки российского производства?!
Совсем недавно Международный валютный фонд (МВФ) заявил, что доля государства в экономике России составляет 33% и приказал провести приватизацию. Председатель правительства Мишустин сразу отреагировал и приказал сокращать число предприятий и долю акций в АО на 10% в год!
Никто даже не захотел проверить, а ведь доля государства в экономике России всего 10%, и если она растет, то только потому, что уменьшается общее число предприятий. За последние 4 года число предприятий сократилось на 1,3 миллиона единиц.
Общее количество акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, сократилось более чем на 30%, а количество госпредприятий сократилось на 6 тысяч.
Так что никаких 33% нет и быть не может!
Российское правительство послушно исполняет волю своих заокеанских хозяев, Всемирного банка и МВФ. Кстати, МВФ приказал повысить пенсионный возраст и ведь повысили! Помните, как танцевала вся «Единая Россия» во главе с президентом под дудку МВФ! Сегодня приказывают уничтожить государственные унитарные предприятия и закон уже принят!
А у нас и без того на протяжении 20 лет ежегодно закрывалось от 100 до 400 заводов и фабрик, в том числе стратегического назначения. Процедура банкротства как инструмент уничтожения и сегодня работает в автоматическом режиме.
А задумывались ли в министерстве, почему уничтожение предприятий в России отдано самоуправляемой мафии, а государство делает вид, что его эта тема не интересует?
Начиная с 2016 года, с момента создания АО корпорация МСП, началась ликвидация малых предприятий, и коэффициент ликвидации в 2017 году составил 135%, в 2018 – 154%, в 2019 – 156%. В 2020 году число предприятий уменьшилось на 240 тыс. единиц.
В 2005 году торговых организаций было 366 тысяч, в 2019 стало 254 тысячи.
Розничных рынков было 5800 единиц, осталось 967, а торговых мест было 1,2 миллиона, осталось 251 тысяча.
Совершенно очевидно: экономика России ликвидируется!
Зачем было создавать АО корпорация МСП, если приход ее к управлению малым бизнесом ознаменовался массовым уничтожением предприятий?
И почему, наблюдая тотальную гибель предприятий малого и среднего бизнеса, министерство санкционировало упразднение ЕНВД? Вы еще успеете увидеть, что смертность предприятий в текущем году будет выше, чем в эпидемическом 2020 году?
Сегодня российская экономика занимает в объеме мировой около 1,9%, в то время как РСФСР занимала 8% в мировом ВВП.
Промышленность не развивается. Удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП в 1999 г. составлял 32%. Сегодня – 14,1%. Доля машиностроения в обрабатывающей промышленности составляет 16,5%, или в объеме ВВП – 2,1%. В экономически развитых странах доля машиностроения в объеме промышленности достигает 35–50%, в СССР была 40%.
Вы заметили, правительственные органы, как-то странно помогают бизнесу, чем больше говорят о помощи, тем меньше становится организаций.
Промышленные предприятия закрываются по 400 штук в год, организации малого бизнеса также по 400 тысяч в год. В последние годы закрыто более 1000 банков, столько же вузов. Народ выбрасывается на улицу. К этому добавились карантинные меры против пандемии. 6 миллионов официальных безработных и 30 миллионов «самозанятых», которые ничем не заняты. Таким образом, безработных в России – 36 миллионов человек, почти половина работоспособного населения, что совпадает с оценкой МОТ. И эта бомба замедленного действия скоро взорвется.
С 2015 года, когда объявили импортозамещение, пошло падение промышленного производства, министерство начало изменять методику статистического учета, направленную исключительно на приукрашивание статистических показателей.
Но даже это, похоже, не улучшило динамику промышленного производства. В 2019 году импортозамещение в промышленности сошло на нет:
Если в советское время мы производили 65 тыс. комбайнов в год, то теперь 5–7 тысяч, станков металлорежущих было 74 тысячи, стало 3–4 тыс. в год и так по всей номенклатуре. При росте производства на 2,3% выпуск станков увеличивается на 0,3 станка в смену.
При таком «росте» импортозамещение благополучно умерло в 2019 году. Да и какое импортозамещение, если 2015 году, когда объявили «процесс пошел», доля импортных потребительских товаров в товарных ресурсах розничной торговли составляла 38%, посмотрите статистику – в 2019 году тоже 38%. Ничего не изменилось, замещения нет!
В прошлом году случилась эпидемия ковида-19. Обидно, что государство экономике ничем не помогло.
А с другой стороны – кому помогать?
– «РУСАЛУ», который принадлежит США;
– промышлености, которая на 65% чужая;
– торговле, которая на 90% принадлежит иностранным торговым сетям;
– теневой экономике, которая составляет 42% ВВП;
– или офшорным компаниям, которые вывозят из страны капитал?
Тогда уместно задать министерству вопрос: когда экономика России будет принадлежать России? Когда иностранные компании перестанут грабить страну с позволения удобно принятого законодательства?
Когда министерство обратит внимание на уничтожение предприятий? Почему процедура банкротства запущена в автоматическом режиме, а министерство заняло позицию стороннего наблюдателя?
Зачем договорами об избежании двойного налогообложения с 84 странами открыли широкую дорогу для вывоза капитала через офшоры? Не надо делать вид, что правительство борется с офшорами – денонсируйте все договоры и запретите регистрацию российских предприятий за рубежом – и все офшоры кончатся. У Советского Союза такой лазейки не было!
Зачем создали условия для теневой экономики, где прячется 13,6 трлн рублей доходов и почему этот анклав до сих пор существует? А существует он, в том числе, и по причине регистрации организаций за рубежом.
Указ президента войти в пятерку передовых стран, скорее всего, будет выполнен буквально. Эта пятерка нас проглотит!
Н.В. АРЕФЬЕВ,
первый зампредседателя комитета
ГД по экономической политике,
промышленности, инновационному
развитию и предпринимательству
Комментарии