Бывший зэк предрек Навальному проблемы в колонии

На модерации Отложенный

"Столкнется с арестантским людом"

Заключенный Алексей Навальный, к судьбе которого приковано в последнее время столько внимания, останется в ближайшее время в Москве. Но рано или поздно, если вердикт по замене условного срока на реальный вступит в законную силу, его ждет этап в колонию. И вот в какую именно – вопрос интересный. Предполагается, что это будет колония в Рязанской или Тверской областях.  Однако есть и неожиданный вариант: Навального могут вообще не выпустить из Москвы.

"Столкнется с арестантским людом"

ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА СУДА

Когда станет известен вердикт по делу Навального в следующей инстанции (первой был Симоновский суд, далее - Мосгорсуд), и если постановление о замене Навальному условного срока на реальный вступит в законную силу, в теории его могут этапировать в колонию общего режима. Но в теории он должен еще задержаться в «Матросской тишине». Ведь слушания по уголовному делу о клевете на ветерана идут в Бабушкинском суде полным ходом, и там тоже предстоит слушание в вышестоящей судебной инстанции. Но Алексей Навальный — осужденный, прямо скажем, не рядовой. А вдруг ФСИН отправит его в колонию, не дожидаясь, когда постановление вступит в силу? Вообще, такое возможно? Ответ удивительный: и да, и нет. По закону — нет, ни в коем случае. На практике — а почему бы, собственно и нет? 

 

Если следовать букве закона, то со сроками этапирования из СИЗО в колонию все просто. Порядок детально прописан в 75 статье Уголовно-исполнительного кодекса. Сначала надо дождаться вступления вердикта в законную силу. Потом администрация следственного изолятора обязана получить  из суда извещение — о том, что приговор в силу действительно вступил и никто больше ничего не будет обжаловать. После этого арестанту дается максимум десять дней — на сборы и кратковременное свидания с родными. Только после этого «чек-аут» и этап. 

На практике все иначе. У ФСИН есть практика отправки осужденных из СИЗО до вступления приговора в законную силу. Ведомство эту практику не отрицает и, более того, мотивирует ее интересами самих осужденных. По закону «О содержании под стражей» на каждого арестанта в камере следственного изолятора должно приходиться минимум 4 кв метра. Эти нормы не всегда соблюдаются.

Если СИЗО переполнен, можно отправить осужденного в колонию или в изолятор в другом регионе, где ему будет вольготнее. Правда, далеко не всякий адвокат решится ехать за тридевять земель консультировать клиента. В итоге право на защиту тоже страдает. Наконец, если такой этапированный с фальстартом арестант обжалует приговор, шансы участвовать в апелляции или кассации лично весьма невелики. Но ни ФСИН, ни суды в этом проблемы не видят. Ведь осужденного всегда можно подключить к залу суда по видеосвязи.

 

С точки зрения уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства это совершенно незаконно. Ведь пока приговор в силу не вступил, арестант считается невиновным, и в колонии ему делать нечего.

Но практика отправки осужденных в колонию с запасом по времени настолько всем понравилась, что пару лет назад даже появилась идея ее всерьез узаконить. Правда, этого так и не произошло.

Итак, первый вариант: Алексей Навальный остаётся отбывать наказание в Москве, в «Кремлёвском централе» "Матросской тишины". Вообще, в этом СИЗО были арестанты, которые проводили там не то что по 3, но по 5 и больше лет, уже будучи при этом осужденными. Один из рекордсменов - Владимир Барсуков-Кумарин, чье имя у многих ассоциируется с фильмом «Бандитский Петербург». В камере № 610 он провел 9 лет. Каждый раз находились обстоятельства, которые препятствовали его этапу в колонию.  Обычно это было новое уголовное дело, или следственная проверка. 

Вообще условия содержания в СИЗО в любом случае хуже, чем ИК. В изоляторе человек все время сидит в запертой камере, а в колонии может свободно передвигаться по территории, работать, посещать клуб и т.д.

К слову, тот же Барсуков, известный как «ночной губернатор Петербурга, говорил, что все 9 лет не видел ни звезд, ни неба. «Посадив сюда, меня лишили восходов и закатов, всего того, что есть у каждого и что мало кто по-настоящему ценит», - говорил он автору этих строк. Все это к чему? К тому, что остаться в «Кремлёвском централе» - не лучший вариант. 

 

Если на смену одному уголовному делу будут появляется новые, то заключенного Навального оставляют в СИЗО до вынесения вердикта по самому последнему из них.

– Были случаи, когда новые уголовные дела возбуждались только с целью не отправить заключенного на этап. А, как только выходил срок по основному делу, их закрывали, и человек освобождался из Москвы, - говорит наш эксперт. – Делалось это для его безопасности. В СИЗО № 99/1 ее гарантировать могут, а ни в одной колонии нет.

На мой взгляд, комбинация сложная и не особо нужная, тем более что можно не этапировать по другим причинам. К примеру, повод остаться в Москве – отбывать наказании в хозотряде. Впрочем, вряд ли Навальный на это согласится.

Второй вариант - колония в Рязани. 

- Вообще этот был бы самый гуманный вариант, – говорит отсидевший срок за наркотики журналист Андрей Евгеньев. – Там порядок, и там не бьют. Но там Навальный столкнется с арестантским людом. Главный вопрос – примет ли он те правила игры, что есть в русской тюрьме со всеми ее устоями и укладами? Или, может, он себя противопоставит всему этому тюремному миру?  

Третий вариант - колония во Владимире.

Эксперты считают, что это был бы судьбоносный для всей российской тюрьмы этап. Владимирские колонии считаются самыми страшными, и нарушений прав человека там больше всего. 

- Вы обратили внимание, что по центральным телеканалам стали крутить репортажи из владимирских ИК? - говорит наш тюремный эксперт.  - Как там хорошо кормят и как там все замечательно. Это может быть как раз сигнал, что Навального готовят туда.