На Западе думают, что знаменитый военный снимок «Комбат» – постановка. Что не так с фото 1942 года

На модерации Отложенный

На Западе думают, что знаменитый военный снимок «Комбат» – постановка. Что не так с фото 1942 года

Недавно на очень популярном западном форуме, посвященном истории, увидел знакомый нам всем с детства снимок «Комбат» и обсуждение на несколько сотен комментариев. Я был неприятно удивлен, когда понял, что легендарную фотографию, сделанную 12 июля 1942 года, считают постановочной, а её героя, человека, которого не стало спустя несколько минут после того, как его запечатлел фотограф, выставляют чуть ли не злодеем.

 

Фото: Макс Альперт / РИА Новости / CC BY-SA.

 

Фото: Макс Альперт / РИА Новости / CC BY-SA.

 

Многие писали на английском, что, если бы была реальная угроза, командир в пекло не полез бы, а отсиделся б в окопе. И что в советских войсках он, скорее всего, бы сзади струсивших бы гнал в бой, угрожая трибуналом.

И почему весь увешан, как на параде, обмундирование в отличном состоянии, ремни, кобура, противогазная сумка, бинокль – всё на месте. Учения что ли? А фотограф откуда снимал? Бежал впереди всех, не обращая внимания на пули? И так мне обидно всё это было читать! Как смог, объяснил историю на форуме, дал пару ссылок. Расскажу и здесь.

 

Скриншот с популярного социального сайта Reddit.

 

Скриншот с популярного социального сайта Reddit.

 

Кадр, ставший известным под именем «Комбат», сделал военный фотокорреспондент ТАСС Макс Альперт. На Южном фронте, под Ворошиловградом у села Хорошего. Я читал несколько его рассказов о том, как появилась на свет знаменитая фотография и да, автор немного путается в «показаниях».

Он ведь и представить себе не мог, насколько важным окажется снимок, просто снял и забыл. Имени командира с пистолетом ТТ, поднявшего за собой солдат в атаку, он тогда, на месте не записал. И узнал его только спустя много лет.

Согласно версии, рассказанной Альпертом в 1962 году, он снимал бойцов батальона, впервые попавшего на передовую. Им дали приказ выбить немцев с занятой высоты. Командир повел новобранцев за собой, и корреспондент ТАСС из блиндажа на свою «Лейку» сфотографировал его. Потом по цепи передали: «Комбата убили», фотограф подумал на того офицера, которого снял, и так и назвал кадр, вошедший в учебники истории.

 

Макс Альперт со своей знаменитой фотографией.

 

Макс Альперт со своей знаменитой фотографией.

 

А мог ведь и не попасть. Удивительное дело: снимок пролежал в личном архиве Альперта много лет и был опубликован в газете «Правда» на очередную годовщину празднования Великой Победы.

Страна захотела во что бы то ни стало узнать имя героя и начала искать.

Когда в 1974 году журналисты «Комсомольской правды» объявили, что на снимке запечатлен младший политрук одной из рот 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии Алексей Гордеевич Ерёменко, Альперт быстро принял эту версию.

Вдова Евдокия увидела фото в газете «Правда» и узнала мужа. Дети и знакомые тоже. Экспертиза всё подтвердила и вот уже фотограф пишет сыну Ерёменко Ивану: «Комбат – ваш отец».

 

Несколько экспертиз подтвердили, что Алексей Гордеевич Ерёменко и есть тот самый Комбат. Рядом – статья из журнала «Наука и жизнь».

 

Несколько экспертиз подтвердили, что Алексей Гордеевич Ерёменко и есть тот самый Комбат. Рядом – статья из журнала «Наука и жизнь».

 

35-летний председатель колхоза в селе Тырсянка Запорожской области Еременко имел бронь и не подлежал мобилизации, но пошел добровольцем в первые дни Великой Отечественной. Я отыскал номер журнала «Наука и жизнь», в котором очевидец – бывший солдат санвзвода 20-го полка Александр Макаров – вспоминал случившееся 12 июля 1942 года:

«Наш сильно поредевший полк отбивал уже десятую или одиннадцатую атаку. Гитлеровцы лезли напролом к Ворошиловграду, до которого оставалось около 30 километров. К концу дня был ранен командир роты старший лейтенант Петренко. Его заменил политрук Еременко.
После ожесточенной бомбежки, при поддержке танков и артиллерии, фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост, со словами; «За мной! За Родину! Вперед!», Еременко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Атака была отбита. Тот бой стал для комиссара последним. Он погиб, успев поджечь вражеский танк».

То, что на западных форумах, случается, злословят, будто политруки стреляли в спину своим, если солдаты робели, а сами в бой не шли, так это от незнания и стереотипов. Момент с полным обмундированием тоже легко объясним – солдаты старались носить всё нужное с собой, никто им после атаки вещмешки с пожитками не поднесет.

 

Какой же сильный снимок, согласитесь!

 

Какой же сильный снимок, согласитесь!

 

Единственное, что меня смущает: нет полной уверенности, что на снимке именно Еременко. Многие сомневаются. Слишком уж образцовый герой – председатель колхоза, доброволец, политрук. Больно уж путался в своих воспоминаниях фотограф Альперт, в разное время говоривший, что кадр сделан в 1942, 1943 и даже 1941 годах. Но суть ведь от этого не меняется: фотография замечательная, психологически сильная, по-настоящему героическая. Сегодня она уже не просто исторический документ, а символ.