Бал 1903 года
На модерации
Отложенный
Автор: Елизавета Преображенская
Его часто называю последним балом Империи и преподносят как единственный в своем роде, однако, на самом деле бал 1903 года не был ни последним, ни первым костюмированным торжеством Царской России. Точно только одно: это был самый пышный по своему размаху и роскоши бал последнего царствования, к тому же он является одним из наиболее задокументированных торжеств.
1903 год был для династии юбилейным – 290 лет Романовы правили Россией. В честь этого было решено устроить пышное торжество в Зимнем дворце, а идея оного родилась в споре. Как-то раз за завтраком у Императрицы Александры Федоровны художник Павел Жуковский, сын знаменитого поэта В. Жуковского, поспорил с Министром Двора графом Фредериксом. Павел обвинял Императора Петра I в том, что тот принудил русскую аристократию облачиться в европейские наряды, а граф Фредерикс защищал позицию Петра I. Императрица, внимательно следившая за этим спором, предложила устроить бал в боярских нарядах характерных для первых царей рода Романовых.
Еще в конце 1902 года по семьям высшей аристократии Российской Империи разлетелось 416 пригласительных билетов на бал и началась подготовка, к которой были привлечены не только лучшие мастерицы и портнихи Петербурга и Москвы, но и лучшие художники, такие как Михаил Нестеров, Сергей Соломко, Иван Билибин и другие. Предложение явиться на бал в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича не было чем-то экстраординарным. Балы в исторических костюмах не были большой редкостью как в России, так и в Европе. Русская знать уже облачалась в наряды допетровской Руси на балу у Великого князя Владимира Александровича в январе 1883 года. Кстати, именно там было сделано знаменитое фото Императрицы Марии Федоровны в боярском наряде, которое часто приписывают балу 1903 года. Это неверно. В 1903 году тогда уже Вдовствующая Императрица Мария Федоровна участия не принимала, так как простудилась и была слаба для пышного и утомительного торжества. Она присутствовала только в качестве зрителя. В Великобритании самым известным по сей день остается костюмированный бал герцогини Девонширской. Принимали в нем участие не только британские аристократы, но и Великий князь Михаил Михайлович со своей морганатической супругой, графиней Софией де Торби. Они предстали в образах французского короля Генриха IV и его фаворитки Габриэль д’Эстре.
Пышный костюмированный бал давали в Берлине в начале 1880-х годов в честь годовщины свадьбы кронпринца Фридриха и Виктории Великобританской. На том балу была и юная принцесса Элла Гессенская, будущая Великая княгиня Елизавета Федоровна. Ее фотографии в средневековом наряде и головном уборе эннине сохранились в дармштадтском архиве.
Проводились костюмированные балы и в самом Дармштадте. Их очень любила принцесса Аликс Гессенская, будущая императрица Александра Федоровна. Есть фотографии 16-летней принцессы Аликс в костюмах эпохи Ренессанса и XVIII века.
Однако из всех вышеперечисленных балов самым известным и самым масштабным стал именно бал 1903 года. При чем сами участники были так увлечены и захвачены происходящим, что не могли расстаться с балом и своими великолепными костюмами на протяжении трех дней.
За подготовку нарядов все, и особенно дамы взялись с огромным энтузиазмом.
«Приглашения были разосланы задолго до назначенного дня, чтобы дать гостям возможность выбрать и подготовить наряды. Византийская придворная мода оказала большое влияние на старинный русский костюм. Татарское влияние, впрочем, также было заметно в деталях одежды. В любом случае, стиль платья сильно отличался от западного. Длинные дамские платья, ниспадавшие до земли, делались из тканей расшитых серебром или золотом. Рукава также были длинными, очень узкими, с боковым разрезом. На это платье надевалась более просторная одежда из бархата, в большинстве случаев расшитая и окаймленная собольим мехом. Особый головной убор, называемый кокошником, часто с обильным золотым шитьем, украшался роскошными камнями и драгоценностями из фамильных коллекций. Волосы замужних дам были покрыты, а у девушек заплетены в две длинные косы, подчас убранные лентами и жемчугом… Одни из самых красивых костюмов были сшиты Ламановой на заказ. Они до мельчайших подробностей повторяли старинные наряды. Среди заказчиц Ламановой была и моя сестра, графиня Софья Ферзен. Она была очаровательна в своем платье и украшениях. Талант, вкус и стиль знаменитой московской портнихи Надежды Петровны Ламановой были исключительны. Это был русский гений элегантности. Мой костюм также был сшит Надеждой Петровной. Он включал в себя душегрейку (подобие короткой куртки без рукавов) и кокошник, расшитый золотом. Эти детали одежды были сделаны по старинным образцам» – вспоминала княжна Варвара Александровна Долгорукова.
Но если шились костюмы и мастерились кокошники в известных мастерских, то украшать наряды и головные уборы редчайшими драгоценностями хозяйки не доверяли никому и делали это лично: «Все утро налаживала бриллианты на борту и кокошнике, так адски надоело, что мочи нет!» – отмечала в своем дневнике сестра Императора, Великая княгиня Ксения Александровна.
О подготовке к балу вспоминала и Великая княгиня Мария Георгиевна: «Мы все держали свои костюмы в секрете, чтобы придать событию оттенок неожиданности. Все изучали старинные изображения и гравюры, рыскали по музеям, советовались с известными художниками по поводу малейших деталей платья, которое носили триста лет назад. Для меня был специально нарисован одним знатоком костюм, который состоял из светло-зеленого атласного туалета, расшитого серебром, и свободной рубашки из золотой парчи с вышитыми белым шелком цветами, от которой, впрочем, были видны только рукава и ворот. Поверх всего этого надевался жакет длиной до талии из белого бархата, окаймленный золотом и кое-где отделанный разноцветными цветами.
На голове у меня был очень большой золотой кокошник, на котором были вышиты семь звезд. В центр их я поместила бриллиантовые пуговицы с моего придворного платья. По краям этой огромной золотой короны шли бриллиантовые нити. Лоб мой закрывала сетка из мелкого речного жемчуга, а сзади была тюлевая вуаль, мелко расшитая золотом. Нити жемчуга висели у меня под подбородком, прикрепленные к обеим сторонам кокошника, а воротник из жемчуга, броши и другие украшения из бриллиантов и изумрудов довершали эффект. Туфли были из золотой парчи с вышитыми жемчугом двуглавыми орлами. Носы их были загнуты кверху. Весь костюм должен был изображать наряд богатой купчихи XVII века».
Император и Императрица подготовили костюмы царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. Многие отмечали, что именно их образы наиболее точно передавали дух допетровской Руси.
Итак, бал начался 11 февраля 1903 года. К 9 часам вечера приглашенные съехались к Зимнему дворцу и собрались в Романовской галерее. Приглашенные попарно прошли мимо монаршей четы торжественным полонезом, после чего все отправились в театр, где в тот вечер давались сцены из оперы «Борис Годунов», после начались танцы. Правда, танцевали на балу то, от чего при дворе Алексея Михайловича, пожалуй пришли бы в ужас – то есть привычные для XIX века вальсы, мазурки и кадрили. «…мы все танцевали обычные вальсы, что я должна отметить, очень плохо сочеталось с нашим московским платьем» – писала Великая княгиня Мария Георгиевна. Впрочем, помимо вальсов и мазурок были хороводы и русская пляска. Изюминкой бала стало своего рода состязание в русской пляске между княгиней Зинаидой Юсуповой и Великой княгиней Елизаветой Федоровной, но обе были так прекрасны в этом танце, что присутствующие так и не смогли определить, кто из них лучше.
З. Юсупова
«Удивительно красива была эта толпа, одетая в наряды одной эпохи» – отмечал Великий князь Константин Константинович, поэт К.Р., присутствовавший на балу в костюме стрелецкого старшины. В тот же день были сделаны те массовые снимки гостей бала в боярских нарядах, которые сейчас позволяют нам хотя бы приблизительно почувствовать роскошь и великолепие русского двора. Позже все участники бала снялись в своих костюмах сольно в петербургских ателье, что позволило создать великолепный альбом бала 1903 года.
Пожалуй, единственное, что шло вразрез с общей атмосферой торжества было меню высочайшего ужина, состоявшегося во время бала. За ужином подавали консоме с трюфелями, французских пулярок, венецианский салат, утку по-нантски, груши «Дюшес», ананасы в шампанском, мадеру и французские вина.
Великий князь Сергей Александрович
К трем часам утра бал завершился и залы Зимнего дворца опустели. Но это еще не было окончательное прощание с боярским балом. Через день он продолжился. 13 февраля приглашенные снова съехались в зимний дворец. На сей раз к ним присоединились выздоровевший Великий князь Михаил Александрович и Вдовствующая Императрица. Мария Федоровна была еще слишком слаба после болезни, потому она была лишь зрителем торжества и в боярский наряд не облачалась. Кроме того, 13 февраля помимо высшей аристократии приглашения получил и дипломатический корпус. «Дипломатам, к сожалению, и в голову не пришло надеть костюмы своих стран XVII века, они явились в обычных вечерних нарядах XX века. Они выглядели настолько чужими и не к месту одетыми, что стеснялись и чувствовали себя неловко. И в самом деле, странно было видеть, как дама из дипломатов в декольтированном платье танцует с бородатым русским боярином» – сокрушалась Великая княгиня Мария Георгиевна.
Эта часть бала началась со специально поставленного танца a la russe: «Двадцать четыре молодые пары были выбраны для исполнения русского танца, который был создан специально для девушек, исполнявших этот танец. Знаменитый танцмейстер Аистов провел с нами множество занятий, и я должна сказать, что наше появление произвело фурор. Несомненно, это был успех. Старинные русские мелодии перенесли нас в те времена, когда европейская мода еще не была введена в России» – писала княжна Варвара Долгорукова.
Великий князь Михаил Александрович
После бал продолжился теми же вальсами, кадрилями и котильонами, что и накануне. А Зинаида Юсупова снова повторила русскую пляску к огромному удовольствию всех присутствующих.
На следующий день, 14 февраля все еще раз повторили боярский бал, но уже не в Зимнем дворце, а во дворце графа Шереметева. Правда, на сей раз половина приглашенных была уже в обычных бальных платьях, а половина – в боярских.
По завершении бала часть костюмов была передана в театры, часть – канула в Лету в вихре революции, но некоторые уцелели до наших дней и хранятся в Государственном Эрмитаже: это костюмы Императора и Императрицы, Великой княгини Ксении Александровны, Великой княгини Марии Георгиевны, княгини Зинаиды Юсуповой. Альбомы с фотографиями участников очень быстро разлетелись по Европе неизменно вызывая восхищение. Были они переизданы и сравнительно недавно. А прекрасные фотографии были дополнены короткими и грустными биографическими справками: многие из участников того блистательного бала завершили свои дни в эмиграции или в застенках ЧК…
Столь замечательное событие сразу же вошло в историю. В 1913 году, к трехсотлетию Дома Романовых фирма Дондорф издала колоду игральных карт «Русский стиль», нарисованную по фотографиям участников бала 1903 года. Такие карты были чрезвычайно популярны в народе и хранились во многих домах даже тогда, когда большинство участников бала уже давно погибло ужасной и трагической смертью.
Бал этот конечно не стал последним в Империи, костюмированные и обычные бала проводились в России вплоть до начала Первой мировой войны, но столько активного участия Царской семьи и Императрицы в них уже не наблюдалось – в 1903 году родился неизлечимо больной наследник и царица от придворной жизни отстранилась.
Комментарии