Долг памяти. С праздником Победы!
В последние 20 лет либералы в словесных поединках как последний и решающий аргумент в отрицании советского периода гордо и гневно бросают: «У меня деда расстреляли в 37-м году». Оппонент чаще всего стыдливо замолкает, а я чувствую досаду. Почему этот факт либералом подаётся как высшая награда? Я сочувствую родственникам невинно пострадавших (невинно!), но горжусь совсем другим.
Тем, что мои ближайшие родственники вместе с миллионами других советских людей пошли на войну и выполнили свой долг.
Мой дед воевал, был ранен, в окопах Сталинграда заработал туберкулез. Его комиссовали. Врачи сказали, что ничем ему помочь не могут. Бабушка спасла его от смерти бараньим жиром. Найти в голодные военные годы в деревне деньги на покупку барана было подобно подвигу. Ее отговаривали: мол, зря потратишься, а тебе четверых детей поднимать одной. Но она залезла в долги, и купила барана. И дед прожил еще 25 лет. Почему я ни разу не расспросила его о войне?
Бабушкин старший сын Иван ушел на фронт летчиком и в том же 41-м году на него получили похоронку. Кроме сына, у бабушки с войны не вернулись два брата – Филипп и Петр. У одного осталась дочь, у другого – сын. У бабушкиной сестры Ольги погиб на войне муж, оставив сиротами четверых детей.
Мой отец тоже воевал. Узнав, что его двоюродный брат попал в плен, написал родителям письмо: «Если он не нашел для себя 9 граммов свинца, то у меня больше брата нет». Максимализм возраста. И, наверное, воспитания. Отец вернулся домой. Его старший (родной) брат на фронте уцелел, а умер уже дома - «от осколков», как мне объясняла бабушка.
Фронтовиками были и родители моего мужа. Они прошли всю войну с первого до последнего дня, закончили ее в Чехословакии, где, собственно, в 45-ом и познакомились.
Все годы, пока они были живы, мы вместе с ними, взяв детей, ходили каждое 9 мая в Парк Горького на встречи ветеранов, которых становилось все меньше и меньше.
О войне я немало читала, смотрела фильмов. В 10 лет мучилась вопросом, смогу ли, как молодогвардейцы, вынести пытки и никого не выдать. Из нашей деревни вышло 2 Героя Советского Союза. Один – Иван Квасов – получил это высокое звание посмертно. В школе я о нем писала сочинение, для чего ходила к его отцу расспросить о том, каким рос его сын. Другой, живой и невредимый, работал в нашем колхозе парторгом. Как-то на встрече со школьниками он рассказал про бой, за который ему присвоили высокую награду. Он был простой человек и не выбирал выражений. Больше всего запомнилось нарисованная им картинка – намотанные на гусеницах его танка человечьи кишки. Будучи студенткой, ходила брать интервью, уже в Москве, у вдовы Героя Советского Союза генерала Карбышева, казненного в немецком концлагере Маутхаузен. Ну и наконец, работая в газете, я однажды лицезрела самого Мелитона Кантарию, вместе с сержантом Егоровым, водрузившего знамя Победы над Рейхстагом. Он жил в Грузии и в мирной жизни заведовал магазином.
Знание о войне уходит вместе с фронтовиками. Нашему-то поколению еще кое-что известно о ней, а детям – уже почти ничего. Но самое страшное, что им пытаются преподать некую «новую правду» о войне. На самом деле - большую Ложь. Вот этому надо противостоять. Это наш долг перед фронтовиками – и ныне живущими, и теми, кто покоится вечным сном в разных точках России и Европы.
С праздником 9 мая! С Днём Победы!
На снимке: Знамя Победы на Воробьевых горах.
Комментарии