Герта Элерт: что стало с «самой доброй надзирательницей» нацистских концлагерей

На модерации Отложенный

Герта Элерт начала свою «карьеру» в лагере Равенсбрюк, но впоследствии была переведена в Майданек. Как утверждала сама Элерт, этот перевод являлся наказанием за ее чрезмерно мягкое отношение к заключенным. Тем не менее «самая добрая надзирательница» до конца своих дней скрывалась под чужой фамилией.

Равенсбрюк, Майданек и Плашов

Жизнь Герты Элерт (в девичестве Лиес) ничем особенным не отличалась до тех пор, пока она не потеряла работу. Элерт, уроженка Берлина 1905 года рождения, была замужем и трудилась продавцом (по другим данным, пекарем). Но в 1939 году Герта встала на учет на бирже труда, через которую 15 ноября того же года она была вызвана в СС. По крайней мере именно такую историю рассказывает в своей книге «Если это женщина» Моника Альварез («Se questa è una donna», Monica Alvarez). Первым местом работы надзирательницы Герты Элерт стал женский концентрационный лагерь Равенсбрюк, располагавшийся в 90 километрах от Берлина.

Однако Элерт в Равенсбрюке надолго не задержалась. Осенью 1942 года ее перевели в Майданек, находившийся на территории польского Люблина, а затем — в Плашов, который находился в Кракове. Период работы Герты Элерт в Плашове известен благодаря воспоминаниям Мальвины Граф, опубликовавшей свои мемуары «Я выжила в Краковском гетто и в Плашове» («I Survived the Krakow Ghetto and Plaszow Camp», Malvina Graf). По словам Граф, Элерт, отвечавшая за кухню, была неимоверно злой и виртуозно владела хлыстом. Кроме того, Герта была не прочь и получить выгоду от исполнения своих обязанностей: она обыскивала узниц, надеясь поживиться какими-либо ценностями.

Работа в Освенциме и арест в Берген-Бельзене

По утверждениям той же Мальвины Граф, Герта Элерт работала в Плашове почти до конца Второй мировой войны. Мало того, Элерт принимала участие и в печально известном марше смерти, когда Красная Армия начала освобождение Польши. Как бы то ни было, кроме Плашова, Элерт довелось поработать и в Освенциме. Там, впрочем, как и в других лагерях, она вместе со своими коллегами наслаждалась регулярными избиениями заключенных. Об этом пишет в своей книге «Горький путь к свободе: новая история освобождения Европы», Уильям Хичкок («The Bitter Road to Freedom: A New History of the Liberation of Europe», William I.

Hitchcock).

Впоследствии Герту Элерт отправили на работу в концлагерь Берген-Бельзен, находившийся в Южной Саксонии. Там же Элерт и была арестована британскими военными. Вскоре она предстала перед трибуналом во время так называемого Бельзенского процесса, состоявшегося осенью 1945 года в немецком Люнебурге. Как пишет Аса Бриггс в издании «Современная Европа 1789-1989» («Modern Europe 1789-1989», Asa Briggs), Герта Элерт выступала на заседаниях под № 8. Под другими номерами числились надзирательницы нацистских лагерей Элизабет Волкенрат, Иоганна Борман, Ирма Грезе и многие другие.

Жизнь «доброй надзирательницы» после освобождения

Некоторые из подсудимых были приговорены к смертной казни. Однако Герте Элерт удалось ее избежать. Ее приговорили к 15 годам лишения свободы. Более того, Элерт вышла из тюрьмы досрочно, в мае 1953 года. Примечательно, что в ходе Бельзенского процесса она пыталась выставить себя эдакой «доброй надзирательницей». Как указано в издании «Процессы по военным преступлениям» («War crimes trials», W. Hodge, 1949), Герта Элерт настаивала на том, что в 1942 году ее перевели в Майданек из Равенсбрюка в качестве наказания в связи со «слишком тесными связями с заключенными, недостаточной суровостью к ним, снабжением их едой и недопустимой пищей, а также рядом других «проступков»».

Вот только Элерт никто не поверил. Согласно документам трибунала, она была отправлена в Майданек не в наказание, а в награду за отличную службу. Герта Элерт не признала своей вины почти по всем пунктам. Между тем, Элерт, по всей видимости, до конца своих дней боялась мести. Недаром оставшиеся годы она прожила под фамилией Науманн. А отмерено Элерт оказалось немало. Она скончалась в родном Берлине лишь в апреле 1997 года. Незадолго до смерти «самая добрая надзирательница» отметила свой 92 год рождения. По словам автора книги «От Шумахера до Брандта: история немецкого социализма, 1945-1965», Дэвида Чайлдса («From Schumacher to Brandt: The Story of German Socialism, 1945-1965», David Childs), Элерт ни в чем не нуждалась, получая от государства достаточную пенсию.