Россия на грани катастрофы. Есть три сценария развития ситуации

На модерации Отложенный

Россия на грани катастрофы. Есть три сценария развития ситуации

Я не хочу нагнетать, демонизировать ситуацию, но цифры и факты говорят о том, что будущее России и русского народа под большим сомнением. Нам не просто грозит вымирание в будущем, это уже наше настоящее. Население страны сокращается рекордными темпами за последние 15 лет. Если не изменить ситуацию, то к концу столетия нас останется в два раза меньше, чем сейчас, а территория богатейшей страны мира будет заселена мигрантами.

По предварительным данным Росстата, на фоне пандемии численность населения России по итогам 2020 года сократилась на более чем 510 тыс. человек. Такой катастрофы мы не наблюдали с 2005 года – тогда население страны уменьшилось более чем на 564,5 тыс. человек. Уровень смертности в России стал максимальным за десять лет. Одновременно на фоне пандемии сокращается и рождаемость. Страна на грани самой настоящей демографической катастрофы.

Речь не может идти об улучшении, о выравнивании ситуации, потому что мы с 1992 года вымираем, говорит, например, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. Мы чётко должны понимать:

"К концу столетия нас останется половина. Нам нужно остановить вымирание страны. Вот главная задача и цель.

Соответственно, единственный способ, в том числе чтобы было хотя бы простое воспроизводство, и мы просто удерживали численность населения, нам нужно, чтобы не менее половины семей, а сегодня это шесть процентов, были многодетными, с 3-4 детьми. Вот национальная идея. Всё остальное – разговор ни о чём. Потому что мы вымираем, в том числе потому, что у нас полтора условных ребёнка на женщину, а в нашей ситуации, хотя бы для стабилизации, нужно 2,5 этих условных ребёнка. Вот вся суть вопроса. Не надо ничего людям внушать, уговаривать о том, что нужно быть многодетными и так далее.

 

Нужно просто сделать многодетную семью главной в России. Нужен статус многодетной семьи, который был бы сверхпрестижен и, безусловно, обеспечивался необходимыми ресурсами.

У нас есть федеральные законы о статусе судей, о статусе депутата и члена Совета Федерации, о статусе военнослужащего. Замечательные законы, правильные. У нас должен быть закон о статусе многодетной семьи в Российской Федерации. Каждая многодетная семья должна иметь абсолютную возможность жить не хуже других. И не зависеть от количества детей должна их жизнь, и получается, что так, что пятеро детей, значит, люди автоматически при тех же зарплатах, даже при удвоенной норме труда попадают сразу в категорию так или иначе небогатых. Так быть не должно. Четвёртый ребёнок родился – семья должна благодаря государству попадать автоматически в "коммунизм", вот и всё".

Самое страшное, что все всё понимают, но ничего по большому счёту не меняется. Напомню, что сами чиновники правительства в своих проектировках закладывают сокращение населения России как минимум на протяжении ближайших четырёх лет. Суммарно население страны, согласно официальным документам, за 2020-2024 годы уменьшится более чем на 1,2 млн человек. Положительные темпы прироста предполагаются только в 2030 году.

Кандидат социологических наук Ольга Лебедь отмечает, что снижение численности населения было прогнозируемо.

"Это ситуативный процесс, потому что усугубились некоторые процессы, но и предрекаемый, потому что он ещё связан со структурой населения. То есть меньше сейчас женщин детородного возраста и больше людей, которые подошли к такому термину, как уровень дожития, то есть смертность.

И если мы говорим о том, чтобы увеличить рождаемость, то надо подходить не только с экономических мер.

Мы получили результаты после введения экономической поддержки, это материнский капитал и пособия. Но желание иметь детей, воспитывать их всё равно зиждется на нескольких основах. Это и социальные нормы. У всех несколько детей, и у меня, я такой же, как и все. И это не подвиг, не какое-то там сверхъестественное действие, и мы руководствуемся здесь причинами поведения – вести себя как все, и это прежде всего психологические причины.

Потому что, когда нам всё время твердят, что дети – это нагрузка, это сложность, это экономические расходы, вместо того, чтобы говорить о радости, счастье и любви, мы, конечно же, принимаем не те решения. То есть если действительно пора менять что-то в головах, и это процесс достаточно длительный, мы не сможем сделать этого по щелчку, и если мы воспитываем сейчас потребителей, то дети в эту систему ценностей входят как траты, а не как доходы. И это ещё один момент, который очень важен. Он, с одной стороны, связан с экономическими мотивами, но тем не менее он очень чётко связан с ответственностью, с осознанностью выбора".

Есть три сценария развития ситуации. Согласно первому, естественная убыль, начавшаяся в 2018-м, сохранится до 2036 года, но при этом население увеличится до 150 млн человек исключительно за счёт мигрантов. Согласно второму, за 16 лет число российских граждан сократится до 143 млн, и даже миграционный приток нас не спасёт. Третий вариант предполагает, что рождаемость будет падать, а миграционный приток уменьшится.

Если взглянуть на статистику убыли, станет ясно, что вымирают именно русские регионы. В них каждый пятый житель покинул родные места, и это шокирующие цифры. Речь в первую очередь идёт о физиологическом уходе. Однако дело не только в высоком уровне смертности. За пределами мегаполисов страна постепенно превращается в безлюдную пустыню.

Старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник, говоря о разрешении проблемы, подчеркнул:

"Здесь надо сразу сказать: только экономическими методами это сделать нельзя. Как показывает практика некоторых западноевропейских стран, где за рождение детей доплачивают, они получили то, что они доплачивают и финансируют семьи мигрантов.

Поэтому первое, что надо сделать, это наконец-то поставить фильтр против массового приезда мигрантов из других стран. Второе, что надо сделать, это создать, сформировать у самого коренного населения какую-то перспективу развития.

В которой им бы хотелось жить, а если людям хочется в этом будущем жить, в этой картине мира жить, они хотят, чтобы их дети тоже там жили, только таким образом, изменив в том числе и идеологическую составляющую, можно переломить ситуацию. Можно сказать, это чистый идеализм, такого нигде нет. Неправда, есть одна страна, у которой прямо противоположная тенденция в народонаселении. А именно – Израиль. Там рождаемость растёт, там прирост населения очень высокий, он теперь уже выше, чем в близлежащих арабских странах. Почему? Потому что была создана национальная идеология. Вот когда в России будет создана национальная идеология, ситуация изменится. Как говорил Суворов, "я русский, какой восторг". Скажем и мы, тогда всё переменится".

С этим тезисом сложно не согласиться. Гордость за своё Отечество, свой народ, свою семью – это то, что делает человека личностью. Однако и без серьёзного государственного подхода ситуацию не сдвинуть с мёртвой точки.

"Я считаю, что у нас в правительстве должно появиться не министерство – не надо плодить бюрократию, – а специальная функция, связанная с демографией и народонаселением. И не демографией замещающей, связанной с циферкой баланса – сколько у нас умерло, давайте привезём из Средней Азии, – а народосбережения и семьи! – уверен учредитель телеканала Царьград Константин Малофеев. – Это должна быть позиция, не знаю там, вице-премьера, или, может, ещё одного человека бюджет потянет. Но все министерства и ведомства должны отчитываться, что они сделали для роста количества детей в России. Каждое решение должно сверяться с решением о том, а поможет ли оно демографии? Демографическое обоснование должно быть у каждого законопроекта или нормативного акта правительств, министерств, любых чиновников".

Постоянно ловлю себя на мысли, что наш народ до сих пор не осознал всю серьёзность складывающейся ситуации. Речь в буквальном смысле идёт о будущем России, где, если не изменить происходящее, не останется места русскому народу. Я не преувеличиваю, я призываю задуматься над происходящим и сделать необходимые выводы.