О бедных мещанах замолвите слово

На модерации Отложенный

Нас, трудовой люд, веками давил табелью о рангах и сословными перегородками царский режим, пока не загнулся от натуги. Потом за дело взялись большевики, которые, послав подальше все нетрудящиеся и эксплуататорские элементы, перекроили общественное устройство по классовому ранжиру. Мы все друг для друга "товарищ", а не какие-нибудь там "благородие", "превосходительство", "сиятельство". Правда, "товарищ" порой слишком официально, неуместно и неконкретно, но большевики почему-то не придумали и не канонизировали иных обращений к незнакомому встречному. Говорить "сударь", "сударыня", "милостивый государь" или "барышня" слишком старорежимно и звучит для наших граждан и гражданок с издевательским подтекстом. Гораздо весомо, понятно и по простому конкретно звучат восклицания: "мужчина!" (или даже "мужик!"), "женщина!", "девушка!", "молодой человек!". Здесь уже никакой благородной генеалогией не пахнет: мы все как дворовые барбосы без роду и племени.

При сложившихся реалиях вялотекущего зарождения (или возрождения?) сословий (казачество, предпринимательство, духовенство, фермерство и пр.) у меня, как сознательного и дееспособного гражданина, резонно возникает вопрос о своем месте в сословной иерархии. Являясь по роду деятельности ИТР с ничем не примечательными худородными предками, во мне чего-то не хватает чтобы причислить себя к славному племени разночинцев; видимо из-за отравленных алкоголем нейронов, во мне никак не проснется образ интеллигента. Остается только собрать вещички и топать в мещанскую слободу.

При коммунистах слово "мещанин" , претерпев трансформацию, приобрело оттенок презрительности, и стало употребляться в смысле человека с узким кругозором и мелкими интересами. Но ведь еще А.С Пушкин считал себя мещанином: "Я Пушкин просто. Мещанин!". Нынешний мещанин, как я понимаю, это обычный горожанин, свободный от казачьих, дворянских, поповских и иных сословных корней (или потерявший их), живущий неприметной для общества жизнью рабочего, рядового служащего, врача, торговца, домохозяйки и т.д. со своими взглядами, помыслами, суждениями и заблуждениями.

Мещанская слобода - это придуманное мной воображаемое городское поселение (или сообщество), где обитают мещане. Слобожане пишут диссертации, стихи и картины, сочиняют музыку, публикуются в Интернет, танцуют на подмостках, читают лекции, находятся в запое, мошенничают, играют в казино и на биржах, сидят в чиновничьих кабинетах, судятся с ближними и дальними родственниками, платят налоги и несут воинскую повинность.

Современное мещанство уже не ассоциируется с ковриками, подушечками, фарфоровыми безделушками, хрусталью, цветочками и прочей дребеденью. У мещанина всего этого может и не быть, но что их единяет - так это определенный житейский взгляд и душевный настрой, которые, если и упоминаются в СМИ, то в сугубо негативном формате. Типично мещанская привычка - часто задавать самому себе вопрос: "А мне это надо?" или "А меня это колышет?". Этими вопросами мещанин, не мудрствуя лукаво, отсекает всё, что засоряет его жизнь и сознание. По отношению к социуму ответ на эти вопросы звучит примерно так: "Оставьте меня в покое, не учите меня жить". Видимо поэтому некоторым интеллектуалам мещанство кажется приземленным, мелочным, а то и просто глупым по своей сути.

"Мещанство - это недостаток содержания при избытке формы и не только в балансе, но и в абсолютных величинах. В этом случае мещанство - противоположность интеллигентности, так же, как ум - противоположность глупости. Умный человек на этой шкале менее мещанин, чем дурак. В мещанстве первичным является глупость, недостаток ума, пустота, которая и заполняется готовыми формами поведения". (А.В.Губенко. "О мещанстве")
 
Что-то здесь не так. Мещанство - сообщество недоумков?! А ведь в прежние времена мещанин нисколько не стеснялся своего сословия. Но интеллектуалы не унимаются, и в своем очернении мещанства идут на прямой подлог и оговор:
 
"Попробуйте поинтересоваться, как определяют понятие "мещанство" российские ученые. Порывшись в словарях, будете удивлены, ибо данного слова просто не существует. Мещане есть, а мещанства нет. По всей видимости, считается, что эти слова синонимы. Какое глубокое заблуждение! Между этими понятиями огромная разница. "Мещане" - это члены городского сословия в бывшей царской России, тогда как "мещанство" - понятие прежде всего социальное, всечеловеческое. Мещанство есть моральное, этическое, нравственное и психическое перерождение человеческого общества, а также составляющих это общество индивидуумов в периоды, предшествующие качественным преобразованиям общества". (В.Уваров "Мещанство")

Попробуем поинтересоваться.

Открываем словарь русского языка С.И.Ожегова и читаем:

"Мещанство. В царской России сословие мещан, мещанское звание".

Если не заниматься подменой понятий и не издеваться над здравым смыслом, то мещанство - не социальный кретинизм, а мещанин вовсе не идиот. Между "мещанин" и "мещанство" такая же разница, как между "дворянин" и "дворянство", "казак" и "казачество". И никакого "нравственного и психического перерождения" в мещанстве не было и нет. "Недостаток содержания при избытке формы" - это не мещанство, а скорее то, что именуется снобизмом. Сноб претендует на избранность, высокий интеллект, изысканный вкус. Он циничен и смотрит свысока на тех, кто не особо разбирается в моде, утонченных манерах и гастрономических тонкостях.

Мещанину чуждо резонерство; он говорит о конкретных вещах понятным бытовым языком. Мещанин ценит здравый смысл, душевный покой и комфорт непосредственной среды обитания. И чтобы реально этот покой и комфорт обеспечить, он деловит, расчетлив и домовит, хотя, как правило, не сквалыга и филистер. Он не склонен разменивать земные блага на высокопарные духовные химеры и не намерен состязаться с кем-либо в интеллекте. Отечественный мещанин чем-то похож на немецкого городского простолюдина, именуемого бюргером. Бюргеры ценят честный труд и мастерство, и когда они хотят кого-то похвалить, произносят фразу: "Он хороший работник". Немецкий механик, официант, продавец, служащий, парикмахер, каменщик - это прежде всего Мастер, Профессионал.

И вообще, обыватели во всём мире в отношении к социуму похожи друг на друга. Если нынешнего англичанина, жителя Манчестера, спросить:

-Кстати, а кто сейчас является министром обороны Великобритании?

Он скажет:

-Старик, ты с ума сошел! Да мы это вообще не знаем, зачем нам это всё нужно?

Так за что же у нас такая немилость мещанам? За упёртость, за неподатливость, за собственничество, за иномыслие, за то, что ему в этой жизни есть что терять. Отсутствие благородных высоких замыслов? Но ведь это замыслы, в которых много благородства и очень мало шансов на воплощение. Что же делать с неразумными мещанами? Для радикально настроенных интеллектуалов ответ примитивен и одновременно страшен: их надо уничтожать.

"Мещанство само по себе не умирает, оно только уничтожается. Уничтожается самой потребностью эволюционного обновления, ибо становится тормозом эволюции. Отсюда можно сделать вывод, что и современное российское мещанство будет неизбежно уничтожено. Уничтожено вследствие эволюционного скачка, именуемого революцией". (В.Уваров "Мещанство")

Нечто подобное я уже где-то встречал. Но где? Ага, кажется у А.М.Горького, который еще в 30-е годы прошлого века полагал, что основной враг - не капиталисты, шпионы и диверсанты, а русский быт, образ жизни простолюдинов, который надо до основания выкорчевывать. А всех, кто цепляется за старое - уничтожать. Известна также его реакция по так называемому шахтинскому делу. Генриху Ягоде (наркому внутренних дел) Горький пишет: "Я с негодованием прочел о решении Верховного суда по шахтинскому делу. Только четверо расстреляны - это же безобразие, расстрелять надо было всех". Вот такой был первый пролетарский писатель-гуманист.

А может, друзья мои, не надо "дразнить гусей" и пытаться возвратить облитое помоями и грязью мещанство времен самодержавия? К чему ненужные словопрения? Может воспользоваться происходящей сейчас языковой вестернизацией и создать с чистого листа новое сообщество горожан с каким-нибудь западным названием? Если прижилось "фермер" и "фермество", то почему бы не быть, к примеру, "бюргер" и "бюргерство"? В этом что-то есть, и об этом стоит подумать.
________________________________________

Разночинец - в старой России интеллигент, не принадлежащий к дворянству, выходец из других слоёв, сословий.

Мещанин - в позапрошлом веке мещане были низшим городским сословием, состоявшими из городских жителей-простолюдинов: ремесленников, мелких торговцев, низших служащих и пр. Мещане объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. Принадлежность мещанству была наследственной. При соблюдении определенных условий, записаться в мещане мог каждый желающий, а лишить прав мещанина мог только суд или мещанское общество.