ЯСЛИ ПЕГАСА Ещё раз о рифме

На модерации Отложенный

САМЫЕ БАНАЛЬНЫЕ РИФМЫ:

вновь, кровь, любовь, боль, готовь, слов и другие слова на -ов;

сейчас, час, глаз, нас;

век, человек, бег, снег ;

нельзя, глаза, гроза, сказать, скользя, слеза и т.п.;

дня, меня, коня, храня - и другие деепричастия на -ня;

ты, цветы, мечты, красоты, пустоты и т.п. ;

окна, луна, одна, видна, тишина, сна ;

тишине, мне, луне... ;

дверь, верь, потерь, теперь, зверь;

пять, опять и глаголы на -ать!;

вечер, ветер, встреча, свечи, плечи;

окошко, немножко, кошка;

окно, темно, давно, вино, кино;

года, всегда, никогда, туда, беда;

даль, жаль, печаль печаль, свеча ;

как прежде, надежда, одежда нежный, снежный ;

розы, морозы, слёзы, грёзы;

поздно, звёздный;

дорога, тревога, (не)много, Бога, тревога, порога ;

сна, весна, сосна, красна -;

сны, весны... ;

стихи, грехи, тихи, духи ;

оконце, солнце, д'онце;

года, погода, природа, народа ;

взгляда, надо, рядом, листопада;

битва, молитва (распространенная "пара") ;

хороша, душа;

души (существительное), тиши;

осень, проседь, бросил;

звезды, поздний ;

нить, ценить и др. глаголы на -нить;

слова, голова, трава, права;

земля, поля, тополя;

земли, замели, пыли, корабли, (в)дали;

моя, твоя, соловья, поля, я;

силой, милой;

сил - мил

сила, Россия, синий;

синий, иней (распространенная "пара") ;

страница, ресницы, птицы, спится, снится;

метели, ели, улетели;

(про-), ночь, прочь, помочь, невмочь;

горе, море, просторе;

грусть, пусть;куст, пуст грусть и глаголы на -усь: вернусь и т.п.;

голубой, тобой, любовь, судьбой и т.п.;

судьбе, тебе;

любя, губя, тебя...;

друг, вдруг, подруг, юг, круг, рук ;

смех, всех, успех, грех;

ошибки, улыбки, зыбки ;

ладонь, тронь, огонь;

улица, хмурится, курица ;

клёнами, зелёными (распространенная "пара") весёлый, школа (распространенная "пара");

платья, объятья (распространенная "пара");

метелица, стелется (распространенная "пара");

небо не был (распространенная "пара") ;

нет, (в) след, (в) ответ, лет ;

быль, пыль;

сон, он, влюблён ;

родина - смородина (рифма из известной песни) ;

водой, молодой ;

день, тень, пень, сирень ;

ученик - дневник (распространенная "пара") ;

впереди, груди, позади, иди, подожди, дожди ;

пути, идти, перейти и т.п.

;

зима, тьма, сама, ума;

мгле, земле (распространенная "пара") ;

землю, приемлю (распространенная "пара") ;

смерть, круговерть, твердь ;

(в) бою, свою, твою ;

счастье, ненастье;

дети, (на) свете;

дальше, фальши (распространенная "пара");

глобус, автобус (распространенная "пара");

чудесно, интересно, песня;

год, идет, несет;

счастье, ненастье;

двор, забор ;

мужчины, причины (распространенная "пара");

девчонка, звонко, тонко (звонкий, тонкий...) ;

сердце, дверца, греться...;

плачет, значит ;

Новый год - уйдет, придет, принесёт и т.п.;

ночи, очи и т.п.;

грудь, забудь, будь, ...-нибудь и т.п.

Честное слово, всегда можно придумать что-нибудь получше! Поэты нередко спрашивают: "А что делать-то? Про любовь не писать?" Да писать, писать, конечно, но почему бы эту "любовь" не пристроить в середину строки? Или описательно как-нибудь, а?

И еще: несколько слов о том, чего не должно быть в хорошем стихотворении... Кажется, что многим авторам нижеперечисленное давно известно, ан нет, наступают на те же грабли...

1. Крайне нежелательно рифмовать однокоренные слова, особенно с близкими значениями: друга - подруга, улетел - прилетел, час - сейчас и т.п.

2. Намного менее ценится рифма, где совпадают только гласные: хорошо - давно. Лучше, когда звуки совпадают начиная с последнего ударного слога: ср. в известной песне - солдата - когда-то...

3. Надоело повторять, но... Желательно рифмовать слова разных частей речи. Примитивно смотрятся однотипные, хотя и точные рифмы: любить, разбить; осенний, весенний; люблю, молю, хвалю; снежинка, льдинка и т.п. Они должны использоваться, скорее, как исключение, а не как правило! Если Вам необходимо - иногда!! - использовать глагольные рифмы, то старайтесь сделать их точными (хранить - казнить,но не хранить - забыть и т.п.). Гораздо важнее стремиться к оригинальности рифмы (пусть даже если она не совсем точная). Ср., например, прекрасные рифмы Д. Самойлова: заспанная - за спину; впервой - травой, постоянна - баяна, махорки - поговорки, наморщив - заговорщик и т.п.

5. Обращайте внимание на мягкость согласного перед последним ударным гласным! Например, стро?ки - высо?кий, но: стро?ки - высо?кой - звучит намного хуже.

6. "Золотое правило": лучше пропущенный ударный слог, чем лишнее ударение, особенно "страшно" смотрятся два ударения подряд (здесь мы, вдруг он, вот кошка, снег шёл и т.п.). Два ударения подряд выпадают из любого стихотворного размера. 7. Старайтесь избегать слов уж, ведь, вдруг, так часто вставляемых из-за "нехватки слога".

8. Следите за соединением слов, чтобы начало последующего не повторяло конец предыдущего: легКО КОсился, гриБЫ БЫли и т.п.

9. Лучше по возможности отказываться от таких слов, как хороший, нежный, прекрасный, красивый, веселый, радостный и т.п. Или вставлять эти слова в настолько нестандартный контекст, чтобы они не смотрелись банально.