Украина осталась без российского газа.
На модерации
Отложенный
2021-й начался с хороших новостей.
Конечно, главная новость состоит в том, что непростой 2020-й наконец закончился. Но есть и еще поводы для радости, особенно заметные на фоне событий вокруг смены одной недружественной американской администрации на другую, еще более антироссийскую. В связи с чем, пожалуй, впервые были озвучены официальные сомнения в возможности запуска одного из важнейших проектов — газопровода «Северный поток-2», достраиваемого в Балтийском море. Дело в том, что точечные санкции США довольно больно бьют по европейским партнерам проекта, и те — например, известная швейцарская страховая компания — поспешно из него выходят. Европейцы — народ изнеженный, к санкциям не привыкли. Потому против них они и работают. В отличие от персональных рестрикций в отношении отдельных российских компаний или даже судов-трубоукладчиков, которым чем дальше, тем больше становится все равно.
1 января 2021 года в 6 часов утра по белградскому времени сербский президент Александр Вучич с доброй половиной своего правительства повернул вентиль, пустивший российский газ в Сербию по новому маршруту — не транзитом через территорию Украины, а через Черное море и Турцию, по газопроводу «Турецкий поток», и далее через национальные газотранспортные системы Болгарии и Сербии.
Путь к прямым поставкам российского газа на Балканы был очень непрост и неблизок, впервые о подобных планах было объявлено еще в январе 2008 года, когда начались переговоры о покупке «Газпромнефтью» сербского гиганта «Нефтяная индустрия Сербии» за скромные 400 миллионов евро. Тогда условием покупки была реализация заявленного проекта «Южный поток», напрямую соединявшего по дну Черного моря Россию с Болгарией и далее с Сербией. Но ему не суждено было случиться — болгары проявили свой неустойчивый национальный характер, и после внезапного визита делегации сенаторов США во главе с покойным Джоном Маккейном в Софию и трехчасовых переговоров с тогдашним президентом Пламеном Орешарским последний вынужден был трясущимися губами озвучить выход своей страны из перспективного проекта. После этого уже начались переговоры с Эрдоганом, которые тоже шли непросто, но турки понимают свой суверенный интерес глубже болгар. Потому «Турецкий поток», в отличие от «Южного потока», был построен, и, что немаловажно, построен в срок.
Стоит отметить, что в последние годы при президенте Александре Вучиче Сербия стала развиваться поистине семимильными шагами — страна стала европейским лидером по темпам роста, идет колоссальный приток инвестиций от всех полюсов многополярного мира: из Китая, ЕС, США, России и нефтеносных монархий Персидского залива. Но есть и обратная сторона такого развития — банально не хватает специалистов и рабочих рук. Доходит до того, что на строительство инфраструктурных объектов приходится выписывать рабочих… из Индии!
А тем временем торопиться есть куда.
Если бы не личная воля Вучича, заставившего выполнить всю работу за два месяца вместо прогнозируемых шести, России пришлось бы в очередной раз на кабальных политико-экономических условиях подписывать с Украиной договор о транзите энергоресурсов на Балканы. Как имиджево (да и финансово!) отразилась подобная история в конце 2019 года, по истечении 10-летнего газового контракта с Незалежной, мы все хорошо помним.
Да и конкуренты на хвост наступают — уже в этом году Болгария за счет средств ЕС будет строить интерконнектор на болгаро-сербской границе для организации прямых поставок азербайджанского газа по газопроводу TANAP.
И не поторопись сейчас Вучич, уже к концу года ему могли бы сделать предложение, от которого невозможно отказаться, — покупать азербайджанское топливо вместо российского. Кстати, его обязательно сделают, но российский газ уже есть в Сербии. Назад не провернешь.
Теперь перед сербским лидером стоит новая, еще более амбициозная цель — впервые в истории превратить свою страну из потребителя «голубого топлива» в его транзитера. Это станет возможным в случае своевременного завершения работ по строительству трубы, связывающей сербскую газотранспортную сеть с Венгрией. Тогда уже к следующему году российский газ придет в Венгрию в обход Украины. А это уже совсем другие возможности: из Венгрии он сможет попасть и в Австрию, и в Хорватию, и в Словению, откуда до Италии рукой подать. То есть украинский транзит тает на глазах. Надо сказать, что этот проект хотя и покороче завершенного в плане километража, но технически существенно сложнее, что, в свою очередь, опять потребует максимальной концентрации усилий сербской стороны, чтобы закончить его к 2022 году. Но оно того стоит. Да и средства за транзит Белград сможет получать немалые.
Киевские политики тем временем, словно рыбы, молча открывают рты, не в силах комментировать случившееся. Неприятную новость на Украине предпочли не заметить. А ведь всё шло именно к такому варианту еще со времен Ющенко. Когда после первого «оранжевого майдана» в Москву на переговоры по газу в 2005 году приехал новый украинский министр энергетики, по совместительству кум Ющенко и лидер Конгресса украинских националистов Алексей Ивченко, он первым делом потребовал себе переводчика с русского на украинский. Цена на газ тогда же начала расти. Но переводчик был важнее цены.
Европейцам в этом смысле данный газопровод также важен — они прекрасно понимают степень надежности украинского посредника, зависеть от которого нет никакого желания. Своя рубашка ближе. И вот впервые в истории соединены газотранспортные сети ключевых стран Балкан — Болгарии и Сербии. Еще с января 2020-го по существующим магистралям российский газ из Турции через Болгарию пришел в Македонию и Грецию. При этом соблюдены все требования Брюсселя по так называемому «третьему энергетическому пакету ЕС» о разделении поставщика газа и владельца трубы, ведь национальными газопроводами управляют местные компании, все они находятся в государственной собственности.
Таким образом, в условиях больших рисков для «Северного потока-2», озвученных в ЕС, именно от Сербии сейчас во многом зависит, как скоро Европа откажется от украинского транзита (либо сократит его до минимума) и перейдет на прямые поставки российского газа по своим национальным трубопроводам.
Имеющиеся опасения на предмет того, что место Украины теперь займет Турция, обладающая «правом вентиля» для всех Балкан, а в перспективе и Европы, могут быть проверены только временем. По крайней мере до сегодняшнего дня турецкие партнеры детально соблюдали все прописанные сроки реализации газового проекта, в котором, очевидно, и сами были заинтересованы не меньше нас. Вероятно, именно этим объясняется тот факт, что Москва все эти годы местами демонстративно закрывала глаза на многочисленные факты агрессивных действий со стороны Турции против нас, начиная с убийства российского посла Карлина и сбитого в небе над Сирией истребителя, заканчивая множественными случаями доказанного противостояния «прокси-формирований» Анкары с регулярной сирийской армией и поддерживающей ее группировкой российских войск на севере Сирии. Остается надеяться на здравомыслие «султана» Эрдогана.
Комментарии
РФ осталась без украинских денег