Питирим Сорокин: «Ленин – прирождённый преступник»

На модерации Отложенный



       Два месяца назад, вскоре после моего прибытия в эту страну, на ужине, на котором присутствовало несколько выдающихся американских учёных, мне было задано много вопросов относительно России. Среди них был вопрос относительно здоровья Ленина.
       «Ленин безнадёжен и может умереть в любой момент. Самое большее – он может прожить год или два», – ответил я.
       «Почему? Газеты пишут, что его здоровье улучшается и что скоро он сможет вернуться к политической деятельности».
       Я улыбнулся и сказал: «Человек, который находится в последней стадии прогрессивного паралича, человек, который более чем два года неспособен писать, говорить и двигаться, – такой человек может вернуться только в землю, которая произвела всех нас».
       Когда газеты сообщили о смерти Ленина, один из присутствовавших на том ужине напомнил мне об этом моем заявлении. Это «пророчество» о смерти Ленина было сделано на основе характеристики болезни Ленина, которую приватно дали мне в 1922 году в Москве два выдающихся медицинских специалиста, которых приглашали лечить его.
       Был ли Ленин жертвой тяжёлой болезни, которую они подозревали, или некоторой другой формы прогрессивного паралича, его беспомощное состояние было известно не только коммунистам, но великому множеству русских людей.
       Обострение ленинской болезни началось в конце 1921 года. На одной из конференций того времени его речь была настолько запутанной и нелогичной, что его коллеги были вынуждены прервать его посредине речи и увести. Позже две или три из его предполагаемых речей на митинге металлургических рабочих и других митингах были опубликованы в большевистских газетах, но мы знали, что Ленин не присутствовал на этих митингах и что его речи были написаны другими коммунистами.
       Вскоре распространился слух, что Ленин сошёл с ума, что со словами: «Боже мой! Что я сделал с Россией и русским народом», обхватив голову руками, он бегал по Кремлю. Вскоре после этого его увезли в Горки, экспроприированное поместье русского фабриканта С. Морозова, расположенное под Москвой.
       Высокие стены были возведены вокруг дома, и идиллическое и мирное окружение из цветов, садов, собак, коз, птиц и ульев было создано для этого отнюдь не мирного человека. Новая стена укрыла мир от Ленина и его от мира. Его настоящая жизнь была окончена. Здесь этот полуидиот, который не мог ни говорить, ни писать, ни даже что-то понимать, исключая нескольких моментов в период сравнительного улучшения, провёл последние два года своей жизни в безнадёжном и беспомощном состоянии...
       «Сам Бог наказал его» – так понимали лучшие представители русского народа состояние Ленина в последние годы его жизни. Теперь эта агония закончилась. Она была символична и значительна.
       Какого рода человек был Ленин? Я не сомневаюсь, что есть большое множество людей такого же типа, как Ленин, которые молятся ему как богу или «спасителю человечества». Ясно, что многие наивные и неумные люди, слушая высокопарные надгробные слова, рассматривают Ленина как величайшего позитивного героя своего времени.
       Я уверен также, что среди будущих историков найдутся некоторые «умные» учёные, которые, говоря словами Тэна, «сделают из этого крокодила божество». Давайте отбросим все эти фантастические концепции и проанализируем Ленина с более прозаической, но более научной точки зрения.
       Биологический и психиатрический аспекты его природы ясны. Мания величия, оптимизм, несмотря на ужасное состояние русского народа в период последних лет его правления, навязчивая вера в неизбежность мировой революции, неспособность понять реальные результаты своих действий – эти черты являются характеристикой прогрессивного паралича на последнем этапе болезни. Это означает, что Ленин со времени своего возвращения в Россию был больным человеком.
       Посмотрите на лицо Ленина. Разве это не лицо, которое можно найти в альбоме «прирождённых преступников» Ломброзо? Крайняя грубость, выраженная в безжалостных убийствах, в безжалостных резолюциях разрушить весь мир по своей личной прихоти, свидетельствует об этих зловещих чертах.


Полное отсутствие у Ленина всех моральных, религиозных и социальных принципов, его абсолютный цинизм, украшенный звонкими фразами о «буржуазных предрассудках», и так далее являются характерными антисоциальными стигматами. Его дикая энергия в разрушении, его практика «прямого действия», его фантастическая производительность в распространении ненависти и его полная неспособность следовать любой творческой активности являются дальнейшим олицетворением антисоциальных и опасных склонностей Ленина.

 

 Почитайте работы Ленина. В его первой работе «Развитие капитализма в России» и в его последних памфлетах и статьях мы находим только унылое, ограниченное и неоригинальное повторение двух или трёх основных идей Маркса, сопровождаемое резкой бранью по адресу его оппонентов. Односторонность, неспособность схватить главное в ситуации, проявляющиеся в его интенсивной ненависти, являются главными чертами его книг и статей.

 

Я помню две статьи, написанные им против меня в 1921 году, опубликованные в «Правде» и в журнале «Под знамёнами марксизма» (1922 г., No 3). В этих статьях Ленин клеймил меня как «идеолога реакции», «прислужника попов», «защитника рабства», «лидера всей реакционной интеллигенции и контрреволюционного крестьянства» и так далее...

 

  Он и его последователей эгоистическая природа была предельно ясно явно выражена Бухариным в беседе с одним из моих друзей в 1921 году: «Мы достигли нашей цели. Мы вошли в историю и оставили наши следы в ней. Все остальное не важно». Но как декларируемую Лениным преданность интересам рабочего класса, стремление освободить его, его высокие идеи – как можно всё это примирить с подлинной природой его фантастических мечтаний?

 

   Любой серьёзный исследователь человеческой природы может, однако, легко объяснить это противоречие. Все эти цветистые «речевые рефлексии» и бешеные «суперидеалистические» выражения в них являются не чем иным, как «прекрасной вуалью», которой такой тип человека обычно маскирует свои бессознательные, примитивные животные импульсы.
       В таких типах так называемых суперидеалистов скрытые антисоциальные экстремисты являются наиболее опасными. В нормальные времена такие люди не очень опасны и не могут приобрести серьезного влияния. В патологические эпохи революций, однако, эти типы поднимаются на вершину социальной пирамиды и становятся главарями дезорганизации и разрушения социальной жизни.

 

  Это объясняет, почему Ленин с его явной тенденцией к грубым репрессиям и массовым убийствам стал героем второго периода революции в России и почему русские революционеры выбрали своим лидером физически больного и умственно несбалансированного человека.
       Результаты деятельности Ленина и его компаньонов полностью подтверждают эту интерпретацию.

Разрушение всей экономической жизни в России, нечеловеческие страдания людей, умственное и моральное банкротство, полное пренебрежение интересами людей, особенно рабочих и крестьян, лишение их всех политических прав и бесконечное кровопролитие – таковы объективные результаты их «преданности интересам людей» и таковы результаты этого «спасителя человечества».

 

 Эта оценка звучит сурово, но она истинна.
       Каков будет эффект смерти Ленина на стабильность Советской республики? Все свидетельства указывают на то, что она ускорит уже неизбежную катастрофу. Смерть Ленина произошла в критический момент. Я имею в виду не только борьбу, которая идёт внутри коммунистической партии, но и общую ситуацию в России в настоящее время. Когда меня спрашивают о стабильности советского правительства, я отвечаю: «Оно может пасть в любой момент, но, вероятно, будет агонизировать некоторое время. Едва ли дольше 2-3 лет».
       Это заявление может показаться парадоксальным в тот момент, когда лейбористское правительство Великобритании фактически признало советское правительство, когда другие правительства собираются сделать это и когда мы говорим, что «советское правительство сильно как никогда».
       Мой взгляд основан на следующем:
       1. 95-99% русского населения ненавидят существующее правительство более интенсивно, чем оно ненавидело «старый режим»;
       2. Экономические условия повелительно требуют, чтобы большевики сделали необходимые уступки в сфере политической жизни и дали юридические гарантии. Если они этого не сделают, экономический кризис сметёт советское правительство. Если большевики выберут первую альтернативу, они будут разбиты на первых же реальных выборах, и это приведёт к полному поражению компартии;
       3. Русское население собирает свои силы после опустошения произведенного мировой войной, революцией, голодом и болезнями. Им теперь уже нельзя командовать так же, как в период 1918-1922 годов;
       4. Объективные результаты революции, которые теперь вполне ясны, существенно неблагоприятны для советского правительства. Беспрецедентный рост религии, чувства национализма, сильная враждебность к коммунизму и социализму, одобрение частной собственности и многое другое в развитии национального сознания невозможно совместить с принципами, на которых основано советское государство;

 

 5. Советское правительство за последние годы истратило все национальное богатство, весь золотой государственный запас (около 200 000 000 золотых рублей) и все частные и церковные ценности. Теперь оно бедно. Оно может получить деньги для своих огромных затрат только безжалостными налогами и пошлинами. Эта политика увеличит ненависть крестьян к советскому режиму;

 

 6. Более чем половину советской государственной машины составляют старые царские бюрократы, генералы, чиновники. Эти «редиски», как их называют в России, поскольку они красные снаружи и белые внутри, ожидают только первого удобного случая избавиться от нынешних правителей;
       7. Красная армия по своим симпатиям в сущности «белая». Она теперь национальная русская армия с теми чувствами к правительству, что и крестьянство;
       8. коммунистическая партия представляет теперь «ледяной поток» по весне. Они расколоты не на 2-3 партии, а на многие. Её лидеры физически истощены. Некоторые из них – больные люди. Троцкий, как сообщается, заболел раком и после конфликтов с другими лидерами ушёл в отставку. Партия потеряла свою прежнюю дикую энергию, бешеный энтузиазм и больные надежды создать новый порядок общества.
       Подобно Ленину, она вошла в последнюю стадию «прогрессивного паралича». Часть её членов теперь нормальные «буржуи», которые поддерживают отношения со старыми группами и которые вместе с ними могут уничтожить своих «левых» товарищей. Другая часть требует возвращения к «военному коммунизму» 1918-1920 годов, который невозможен. Третья часть требует реальной демократизации политической системы, которая может привести только к концу коммунистического правительства.
       Там есть, наконец, маневрирующий «центр», правящий теперь Россией. Такое состояние дегенерации и распада не может долго существовать.
       Смерть Ленина является одним из факторов, который усилит и ускорит эти процессы. Её эффект не будет непосредственно ощутим, но её влияние будет в конечном счете очень важно. Ленин был единственный лидер, который имел исключительный авторитет среди членов коммунистической партии. Он предотвращал глубокие и острые разногласия среди них.

 

  Он был силой, которая связывала их вместе и не позволяла им пожрать друг друга. С другой стороны, Ленин был единственный человек, имевший некоторую популярность среди русского народа. Эта сравнительная популярность была до некоторой степени обязана его русскому происхождению. Хотя нерусские лидеры коммунизма едва ли хуже, чем Ленин, психология русских масс ведёт их к прощению русскому Ленину многих преступлений, которые они не прощают правителям нерусской крови.

 

  Существование Ленина и его лидерство дало советскому правительству видимость русской диктатуры и русской власти.



       Калинина, так называемого «президента» Советской республики, во время его поездок по России крестьяне часто упрекали в том, что советское правительство состоит из нерусских людей. Его обычным ответом был: «Вы ошибаетесь – вы забыли о нашем Ленине».
       Теперь это оправдание невозможно. Все в России знают, что Сталин кавказец, что Дзержинский – поляк, что Троцкий, Каменев, Зиновьев, Радек и Литвинов – еврейского происхождения. Русские лидеры – Рыков, Бухарин, Пятаков и Чичерин – играют второстепенную роль. Нерусское происхождение современной олигархии ясно всем в России. Нерусский характер «третьего интернационала» также ясен всем.

 

 Такое правительство в нынешнем огромном подъёме национальных чувств русской нации в глазах последней является «иностранным» правительством. Эта олигархия иностранцев возбудила и возбуждает глубокое разочарование даже среди коммунистов русского происхождения, ставших националистами. Из этого легко понять, почему смерть Ленина будет иметь серьёзный эффект в будущем, почему нынешнее правительство теряет почву под ногами и почему раскол коммунистической партии увеличивается и будет неизбежно увеличиваться. Факты, которые я привёл, объясняют мое убеждение, почему советское правительство не может быть прочным.

 

     Приближается время, когда это убеждение будет реальностью, которую не смогут отрицать даже те, кто сегодня лелеет самые ошибочные представления о современной ситуации в России. Смерть Ленина – не только безвозвратная потеря для советского правительства, но катастрофа, которая, объединившись с другими факторами, приведёт к ниспровержению большевистского режима.

       Питирим Александрович Сорокин, 1924 год.