Загадочные купчихи

На модерации Отложенный

Однажды на выставке в Государственном историческом музее, посвящённой купеческому портрету, я увидела картину, которая буквально меня заворожила. И, как пишут, она всё ещё не разгадана, или уж, во всяком случае, не разгадана до конца!

Хотя она называется "смотрины", перед нами, скорее всего, девичник - перед свадьбой подруги собираются в доме невесты.

 

"Смотрины в XVIII веке в городе Торопце", неизв. художник, конец XVIII в. (с) Из коллекции ГИМа

 

"Смотрины в XVIII веке в городе Торопце", неизв. художник, конец XVIII в. (с) Из коллекции ГИМа

Могу признаться - к картине меня буквально притянули веера и закрытые ими лица. Согласитесь, мимо такой необычной детали пройти было просто невозможно! Веера есть у всех, даже у маленькой девочки, которая сидит рядом с невестой во главе стола. Невеста, в отличие от разряженных девушек, в самом скромном чёрном сарафане. Но ей ещё предстоит нарядиться. И в руке у неё не веер, а, скорее, чёрный платок.

Веера массово проникают в Россию именно в том столетии, однако обычно они были принадлежностью людей знатных и богатых. Веер - дорогое удовольствие! Словом, эти прелестные резные расписные аксессуары говорят нам о довольно высоком уровне благосостояния торопецких купцов!

 

"Смотрины в XVIII веке в городе Торопце", неизв. художник, конец XVIII в. (с) Из коллекции ГИМа. Деталь.

 

"Смотрины в XVIII веке в городе Торопце", неизв. художник, конец XVIII в. (с) Из коллекции ГИМа. Деталь.

М.И. Семевский, издатель журнала "Русский архив", писал о костюмах торопчанок: "Сарафан (зимой на вате), иногда из парчи, а то и штофный или атласный, сарафаны не глухие, но распашные, на золотых или серебряных пуговицах, подпоясаны золотым поясом или лентой.

Спереди, сверху донизу сарафаны обшиты золотым газом в четверть ширины, у некоторых юбка покрыта длиннейшим, до самых ног, цветной материи передником. Головы девушек покрываются венцами. Так называются высокие шапки из картона в виде усеченного конуса, венцы обтянуты серебристым глазетом, низ обшит золотым газом и высажен жемчугам, к краям пришиты рясы, они закрывают половину лба".

То, что мы видим на картине! Вот только непонятно - неужели это прозрачные платки они зажимают в той же руке, что и веера?

 

"Смотрины в XVIII веке в городе Торопце", неизв. художник, конец XVIII в. (с) Из коллекции ГИМа. Деталь.

 

"Смотрины в XVIII веке в городе Торопце", неизв. художник, конец XVIII в. (с) Из коллекции ГИМа. Деталь.

А слева стоят замужние женщины. Мужчины, заметьте, при кафтанах и париках, словом, одеты в соответствии с современными модными тенденциями. :) А вот женщины - традиционно!

Тот же Семеновский писал: "Наряды замужних женщин главным образам отличаются от нарядов девушек головными уборами, венец с выходом торопчанки замуж заменяется кокошником".

 

"Смотрины в XVIII веке в городе Торопце", неизв. художник, конец XVIII в. (с) Из коллекции ГИМа. Деталь.

 

"Смотрины в XVIII веке в городе Торопце", неизв. художник, конец XVIII в. (с) Из коллекции ГИМа. Деталь.

И, как правило, во всех свидетельствах упоминается о том, что торопчанки, входя из дому, закрывают лица. И замужние, и девицы. Особенно замужние - вот так, как на этой картине, наполовину. Закрывались либо платком, либо веером (в народе веера называли "махальцами").

Очень эффектно и очень загадочно смотрится!