«Северный поток-2»: спасать или списать?

На модерации Отложенный

alt

 

Сдаваться явно рано

 

<ins data-ad-client="ca-pub-3312766694140009" data-ad-slot="5586886648" data-ad-format="auto" data-full-width-responsive="true"></ins>


Дональд Трамп, теперь уже экс-президент США как-то заявил, что

«разорвал российскую экономику в клочья».


Откуда же тогда такая острая жажда отправить на дно «Северный поток-2»?

Причём не только у Трампа, но и практически у всего американского истеблишмента?

Так давить можно только на реального конкурента, а не на поверженного противника. Но, судя уже по первым признакам, от преемника Трампа и его команды серьёзных перемен к лучшему ждать всё-таки не стоит.

На данный момент «Газпром» загнали то ли в патовую ситуацию, то ли в цугцванг. Кто-то уже заговорил о перспективе банкротства оператора СП-2 – немецкой компании Nord Stream-2 AG.

Хотя вряд ли кого-то из участников проекта порадует перспектива получить в качестве отступных никому не нужные трубы. Однако вероятность полного свёртывания проекта не так велика, как может показаться.

Под санкциями живут и не желают умирать целые страны. Россия, между прочим, в том числе. Почему же едва ли не впервые за время санкций из пресс-службы концерна прозвучало признание возможности полного отказа от проекта.

Разумеется, с последующей оговоркой – на какое-то время. Однако уверены, капитуляции не будет. Никогда. Даже при самом негативном сценарии, «Газпром» станет судиться, причём не только с американцами.

 

Но вот будет ли у него при этом поддержка от других участников проекта – Royal Dutch Shell, Uniper, ENGIE, OMV и Wintershall, сказать сейчас непросто. Хотя бы потому, что они вкладывали в СП-2 свои собственные средства.

Однако они при этом кредитовали «Газпром», который де-юре владеет 100 % акций «Северного потока-2». Раньше расклад, как известно, был иным – 50 % у «Газпрома» и по 10 % у каждого из иностранных участников проекта.

Обеспечением кредитов служат как раз эти 10-процентные пакеты акций, которые оставлены в залоге у каждого из партнёров «Газпрома». Так было обусловлено договорённостями 2016 года с антимонопольным ведомством Польши.

Там якобы слишком опасались доминирования российского газового гиганта на своём рынке. Можно подумать, что при украинском транзите было не так. На данный момент каждая из пяти партнёрских компаний сделала свой взнос в СП-2 почти полностью.

Капли датского короля


Когда оператор «Северного потока-2» договаривался с поляками, давление США было ещё не слишком мощным. Из Вашингтона предпочитали действовать чужими руками. Одной из самых больших проблем при реализации проекта стала, напомним, позиция Дании (Датские газовые игры. «Северный поток 2» ставят в очередь).

Копенгаген долгое время не давал разрешения на ведение работ в своей исключительной экономической зоне на Балтике. Причины были самыми разными: начиная с экологических и кончая помехами для рыболовства и судоходства.

С датским вето справлялась в основном Германия, как лидер ЕС и активный сторонник получения дешёвого русского газа. Судя по всему, именно Берлину, даже в случае скорой смены Ангелы Меркель на посту федерального канцлера, предстоит что-то противопоставить США.

Жёсткие санкции США против «Северного потока-2» – не что иное, как попытка застолбить позиции на европейском рынке под американский СПГ (сжиженный природный газ). Однако реальные масштабные поставки его на старый континент – дело будущего. Причём весьма далёкого.

«Северный поток-2»: спасать или списать?


Но мало того, что под американский СПГ ещё надо построить соответствующую инфраструктуру, очень скоро у «Северного потока-2» просто не будет альтернативы.

Единая Европа, имея в своих рядах таких газовых диссидентов, как Польша и страны Прибалтики, рискует остаться почти без газа.

Дело в том, что если первый «Северный поток» никуда не денется и будет продолжать поставлять свои 55 миллиардов кубов, то транзит через Украину придётся закрывать в самое ближайшее время. Просто в силу износа, уже критического, всей существующей там инфраструктуры.

Если же останется всего 55 миллиардов – это для европейцев катастрофически мало. Катар с Алжиром покрыть дефицит просто не в силах, а сколько ждать американского СПГ, сегодня никто не сможет сказать.

Хроники хаоса


Всё это означает только одно – если Германия действительно хочет оставаться лидером ЕС, который и без того трещит по швам, она просто обречена на противостояние с США. Европейцам (в отличие от «Газпрома») не грозит ни цугцванг, ни даже пат. Есть масса хороших ходов – а лучший, это встать на сторону России, как проверенного и надёжного поставщика.

Авторы регулярно писали о положении дел на «Северном потоке-2», а о завершении строительства, которое завершением пока так и не стало, даже вели хронику (Куда идёшь, «Академик Черский»). В первые недели она стала до боли похожа на полуфантастические «хроники хаоса».

Завершённый более чем на 90 % проект требует финансовой подпитки даже в условиях простоя. «Газпрому» уже не хватает на это собственных средств и кредитов от партнёров, которые выплачены уже почти полностью.

Поэтому концерн размещает на фондовом рынке евробонды, которые анонсирует почему-то сообщением о возможном отказе от проекта. Приостановка, как вариант, уже, кажется – состоявшийся факт. И это при том, что достраивать осталось так мало.

alt


Тем временем европейцы, прекрасно понимая все выгоды от СП-2, оперативно ищут пути обхода американских санкций. Надо признать, что опыт, наработанный ими во взаимоотношениях с Ираном, может здорово пригодиться.

Но немцы драпают от нас


Напомним, в ФРГ для беспроблемного финансирования проекта решено создать некоммерческий Фонд защиты климата и окружающей среды Мекленбург – Передняя Померания. Параллельно идут переговоры с рядом американских фирм, которые ведут свой бизнес вместе с пятью компаниями – участниками проекта СП-2.

В то же время Дания объявляет о готовности вести работы на своём – завершающем участке газопровода, судя по всему, вместе с российскими трубоукладчиками – «Академиком Черским» и «Фортуной», уже попавшими под санкции вместе с компаниями-владельцами.

Очевидно, совсем не случайно их маршруты становятся всё более запутанными. Смена собственников не спасает от санкций, а исход соучастников из проекта начинает напоминать паническое бегство.

Напомним, что в первые дни января 2021 года авторитетная норвежская компания Det Norske Veritas и Germanischer Lloyd (DNV GL) – многолетний сертификатор газпромовских проектов, отказалась от сертификации «Северного потока-2».

Решение, причём без точно обозначенных сроков, о

«прекращении всех мероприятий по проверке МГП «Северный поток-2» принято в соответствии с санкциями США».


В компании заявили, что

«сертификация невозможна, пока американские санкции остаются в силе».


Однако ещё до этого из проекта, как известно, вышли все фирмы с дееспособными трубоукладчиками.

За которыми последовали датская инжиниринговая компания Ramboll из Дании и швейцарский страховщик Zurich Insurance Group.

Наконец, 19 января первый тревожный звонок поступил уже из Германии.

Проект покинула первая строительная фирма – Bilfinger SE.