Bloomberg: Администрация Байдена готова обвалить доллар
На модерации
Отложенный
Что будет с курсом рубля, когда американская валюта начнет падать
Мария Безчастная
Материал комментируют: Александр Абрамов Дмитрий Голубовский
Бывшая глава Федеральной резервной системы США Джанет Йеллен, которая должна стать министром финансов страны, может привести американский доллар к долгосрочному падению. Такое мнение выразили эксперты, опрошенные авторитетным изданием Bloomberg.
Йеллен уже дала понять, что на новом посту планирует повысить ликвидность национальной экономики за счет масштабного вливания государственных средств. В долгосрочной перспективе такие рискованные инициативы могут стать невыгодным решением и привести к падению курса нацвалюты. Впрочем, экономист из Australia & New Zealand Banking Group Ltd Хун Го считает, что американские власти не возражают против ослабления доллара. На это указывает и новость о том, что Йеллен намерена придерживаться рыночного обменного курса национальной валюты.
Специалисты из Goldman Sachs полагают, что низкие номинальные и реальные ставки по кредитам, высокая оценка доллара, а также быстрое восстановление мировой экономики в 2021 году окажут давление на американскую валюту.
Доллар в начале текущего года уже упал до двухлетнего минимума по отношению к основным мировым валютам. Главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов считает, что «американец» может снизиться на 10%-20% к валютам развитых стран. Рубль также может вырасти к доллару, но не так значительно.
— Новая американская администрация обозначила планы масштабных финансовых стимулов. Первый пакет на сумму 900 млрд. долларов был принят еще перед Новым годом. Сейчас ожидается принятие антикризисного пакета в размере 1,9 млрд долл., а затем последует еще и инфраструктурный пакет на сумму около 2 триллионов долл. Общий объем вливаний приблизится к пяти триллионам долларов. Для сравнения: два антикризисных пакета в 2020 году составили 2,7 триллиона.
Напомню, что после принятия стимулов в 2020 году индекс доллара упал со 100 пунктов до 90, то есть ослабел на 10%. Сейчас падение может достигнуть и 20%. С другой стороны, многие западные экономики также принимают масштабные стимулирующие программы, поэтому падение к валютам развивающихся стран может оказаться меньше, в районе 10%. Похоже, что индекс доллара снизится к 80 пунктам с нынешних 90.
«СП»: — Что означает намерение будущей главы Минфина США придерживаться рыночного курса национальной валюты?
— В переводе на русский язык это означает, что минфин не будет препятствовать ослаблению курса доллара. Очевидно, что при таких масштабных стимулах курс будет идти вниз. Более того, в Минфине США заявили, что будут препятствовать попыткам ослабления своих валют другими странами. Американские власти не заинтересованы в сильном долларе, зато хотят, чтобы остальные валюты не девальвировались, а лучше даже росли по отношению к USD.
«СП»: — Но почему?
— Одна из причин — рекордный дефицит торгового баланса, который находится на максимальных значениях за всю историю США. Это свидетельствует о структурных проблемах в экономике США. Они значительно больше закупают товаров за рубежом, чем экспортируют. Стабилизация национальной экономики возможна, только если поощрять производство внутри страны и сдерживать импорт.
Для этого возможны два пути. Первый — это тарифный путь, которым шел Трамп. Он имеет свои плюсы и минусы, но для мировой экономики этот путь скорее негативный, так как бьет по зарубежным производителям и потребителям внутри США.
Второй вариант — более дешевый доллар, и он приводит к тому, что обе стороны выигрывают. Долларов становится больше, американские потребители получают возможность нарастить свой спрос. С другой стороны, такого удара, как от пошлин, зарубежные производители не получат. Это некий баланс интересов с перекосом в сторону американских производителей, но для мировой экономики это менее разрушительный путь.
Если исходить из структурных факторов, а также из планов КНР значительно сократить объем американских гособлигаций, которые они держат на счетах госбанка, на горизонте полутора-двух лет доллар может потерять к корзине валют развитых стран от 10% до 20%. Это базовый сценарий, исключающий масштабные потрясения в США и в мире.
«СП»: — Как это падение скажется на курсе рубля, начнет ли он укрепляться?
— После кризиса 2008 года также были приняты значительные стимулы и снижены процентные ставки центральными банками мира.
В течение нескольких лет наблюдался рост цен на сырьевые активы, в том числе на нефть, которая превышала 120 долларов за баррель. На пик эти цены вышли через два с половиной года после кризиса и начала программ количественного смягчения.
Стимулирующие программы после пандемии были запущены в марте-апреле 2020 года. Можно предположить, что пик цен на сырьевые товары будет достигнут в середине 2022 года. В этот период развивающиеся валюты, в том числе и российский рубль, имеют тенденцию к укреплению. В начале 2009 года рубль падал ниже 36 за доллар, а к 2011 укрепился до 27.
Учитывая, что сейчас рубль находится на уровне 72−74 за доллар, а перед началом пандемии был на отметке 61, пространство для укрепления еще есть. С течением времени рубль может вырасти до 68−72 за доллар.
Конечно, если вмешаются мощные политические факторы или потрясения на рынке, это внесет свои коррективы. Например, если ситуация внутри США выйдет из-под контроля, доллар может очень сильно потерять в цене, но это станет потрясением не только для Америки, а и для всего мира.
Если же в игру вступят новые санкции против рубля, они, как правило, дают всплеск курса доллара на период от нескольких недель до нескольких месяцев. На долгосрочном горизонте их эффект быстро проходит.
«СП»: — Если у рубля шансы подняться на докризисный уровень к 61 за доллар или 68 — это предел?
— После кризиса 2008 курс рубля вырос на 25%. Если вспомнить, что пиковый курс доллара в марте 2020 года составлял 83 руб., и вычесть из этой цифры 25%, мы получим как раз 62−63 руб. за доллар. Но мы вряд ли увидим такой курс, пока цены на нефть будут находиться ниже 70 долларов за баррель.
Если восстановление экономики будет интенсивным, такой рост цен на нефть теоретически возможен. Но есть и сдерживающие факторы в виде добычи сланцевой нефти, инвестиций в зеленую энергетику, которая понемногу вытесняет ископаемую энергетику. Поэтому сложно сказать, сможет ли рубль укрепиться до 62, даже несмотря на ослабление доллар. Пока что ориентируемся на диапазон от 68 до 74 за доллар.
Ведущий аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский считает, что доллар ослабнет только к концу президентского срока Джо Байдена, а сейчас он может и не упасть.
— Если говорить о долгосрочной перспективе, доллар действительно будет слабеть вне зависимости от того, какую политику будет проводить Минфин США. Дело в том, что в мировой экономике начнется новый сырьевой цикл, когда доллар будет слабеть, а сырье — расти. Этот процесс уже начинается, например, вопреки кризису цены на медь и платину выше, чем год назад.
Но не все так однозначно. Даже несмотря на то, что сырье будет дорожать, доллар в ближайшие годы может и не падать. Это будет зависеть от того, насколько американская экономика способна расти после всех колоссальных вливаний, которые делаются под предлогом эпидемии.
Зато уже сейчас ясно, что европейской и японской экономике эта накачка деньгами не поможет выйти из дефляции. Из этого я делаю вывод, что евро и йена будут слабеть, а так как это главные компоненты в индексе доллара, я бы не ждал, что он будет заметно снижаться к основным валютам. Зато он может падать к сырьевым валютам — к «американцу» могут расти австралийский, канадский доллар, даже российский рубль.
«СП»: — И насколько сильно рубль может вырасти?
— Многие эксперты прочат ему курс в 70 рублей за доллар. Считается, что это справедливое значение, если убрать политическую наценку. Но в реальности убрать ее не получится, курс рубля во многом будет зависеть от того, что будет делать новая администрация США. Правда, угрожать — не значит привести угрозу в исполнение, а Байден не так уж нам угрожал.
Возвращаясь к доллару, я бы не ставил однозначно на его падение в ближайшие годы. Если инфляция в США будет расти, это приведет к росту процентных ставок, что спровоцирует переток ликвидности из европейской и японской экономик в США, где будет положительная доходность. А это значит, что доллар будет сильным, как в 90-е годы при масштабной денежной эмиссии.
Эпоха слабого доллара наступит не раньше, чем схлопнется пузырь американского фондового рынка, а у него еще есть потенциал роста. Так что на горизонте четырех лет, в конце президентского срока Байдена, мы получим падающий доллар. Но мнение, что доллар упадет на 10%-15% уже в этом году, я не разделяю
Комментарии
https://cont.ws/@interset/729052
Комментарий удален модератором
Но изменения в долларовой системе будут такие: выборочно и во, вроде бы, случайном порядке повсеместно будут секвестироваться долларовые вклады "молодых денег" в мировых банках. Начнётся это на периферии долларовой системы - в банках вне юрисдикции США. Тут в особой зоне риска китайцы, индусы, российские аллигархи и подобные, у кого неясные, а то и преступные, источники происхождения миллионных счетов.
Небольшие суммы на счетах - неизвестно, с каких сумм будут эти секвестирования - никто трогать не будет. Может, станут теребить только миллионные вклады, может, с сотен тысяч долларов. Но начнётся с мультимиллионных и миллиардных вкладов и сокращать их будут выборочно и без афиши, особенно, если эти деньги плохо пахнут.
Такие секвестирования неизбежно увеличат спрос на золото и ликвидные недвижимости, но эти покупки будут под контролем, в том числе, для выявления "грязных" денег.
https://www.youtube.com/watch?v=F6xgutvTG10&ab_channel=%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9vampire