Раздвоение Америки, или К чему приведет президентство Байдена
На модерации
Отложенный
© Коллаж/Ridus.ru
20 января в США состоялась инаугурация избранного в ноябре президента Джо Байдена. Смена власти проходит в условиях политического криза и раскола в американском обществе. Удастся ли новому хозяину Белого дома и его команде преодолеть разногласия и сплотить нацию, какой будет его внешняя политика? На эти вопросы в среду попытались ответить эксперты на конференции в пресс-центре «Россия сегодня» и на экспертной встрече в рамках совместного проекта ИМЭМО-Интерфакс «Россия и мир: профессиональный разговор».
Две льдины
В том, что сейчас происходит в США, нельзя безоговорочно обвинять предыдущего президента страны Дональда Трампа, считают большинство политологов. Его «правление» само по себе стало результатом раскола в американском обществе, хотя во многом его усилило.
И то, как оно заканчивается — это, конечно, эпическая картина. Страна остается, как на двух разных льдинах: одна часть — с уходящим, а другая — с новым президентом, с совершенно другой повесткой,<cite>— отметила руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева.</cite>
По ее словам, сегодня демократическая и республиканская партия так далеки друг от друга, что консенсус между ними оказался практически невозможен ни по каким вопросам.
Более того, де факто вся страна поделилась на демократов и республиканцев не только в политическом, но и в ценностном смысле, а все, что находится посредине этих крайних точек, выброшено за борт. И партии уже не сменяют друг друга в классическом представлении: нет преемственности идей.
Байден приходит ровно с той же концепций, что и Трамп — все, что было до меня, неправильно. Он может это более политкорректно формулировать, но смысл тот же — идея стирания предыдущих четырех лет и возвращения к другой повестке, противоположной прежней по всем ключевым вопросам (миграционная политика, здравоохранение и т. д.). Байден будет восстанавливать все, что не успел сделать Барак Обама и не успел разрушить Трамп, прогнозирует политолог.
Два полюса
В США сейчас существует две страны и две экономики, и в этом — главная суть раскола, полагает доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД Андрей Безруков. За власть борются две группы — в одной доминируют финансовые и технологические корпорации, другая представляет традиционную американскую индустриальную экономику. Вторая на протяжении последних 30 лет постоянно теряла конкурентоспособность. Именно тогда и возник этот раскол, и он не закончится ни при Байдене, ни при следующем президенте.
Потребуется перестройка американской экономики, это нормально — раз в столетие такое происходит. И мы увидим скоро волну демонополизации. Но Трамп и Байден здесь абсолютно ни при чем. Трамп обещал сделать Америку великой, но невозможно сделать две Америки великими, когда они не знают, куда идти, когда они борются между собой. Мы стоим на пороге углубления кризиса, потому что половина страны не приемлет вторую,<cite>— подчеркнул эксперт.</cite>
По его мнению, на горизонте 2−3 президентских сроков в США сменятся элиты, придут новые поколения, и, скорее всего, страна станет гораздо более «левой». В этот длинный период власть будет принадлежать демократам, потому что в отличие от республиканцев, которые выступают за меньшее присутствие государства в экономике, им проще решить четыре важнейшие задачи, без которых страна просто не пойдет вперед.
— Перераспределение доходов от богатых к бедным (иначе страна взорвется)
— Решение вопроса строительства новой инфраструктуры для следующего технологического цикла
— Решение вопроса о системе здравоохранения, которая не станет бременем для конкурентоспособности американской экономики
— Переформатирование системы образования, чтобы дать возможность гораздо более широкому кругу граждан участвовать в строительстве новой экономики
В будущем в США возрастет роль государства в экономике и будет более сбалансированная внешняя политика, предсказывает Андрей Безруков.
Внешняя последовательность
Если в отношении внутренней повестки между республиканцами и демократами — полный раздор, то во внешней политике — практически полное единодушие и гораздо больше преемственности, чем резких разворотов. На самом деле внешняя политика Трампа во многом продолжала внешнюю политику Обамы, и Байден будет двигаться в том же направлении, уверен директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин.
В частности, сохранится противостояние с Китаем, разве что «стелить» будут мягче, и возможна некоторая разрядка в отношениях, взаимные уступки и компромиссы.
Радикализм Трампа и тот ущерб, который он якобы нанес трансатлантическим отношениям, тоже иногда переоценивается, добавляет генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. То же НАТО экс-президент не разрушал, а укреплял, в частности, восточный блок. Не следует преувеличивать и значение демонстративной антиевропейской риторики со стороны Трампа.
Но Байдену, конечно, важно показать, что он другой, что он — сторонник коллективного принятия решений и многосторонности, отмечает эксперт. Правда, есть опасения, что эту многосторонность новый президент тоже понимает «по-старому» — как некое собрание, где главы различных государств высказывают свои позиции, американский лидер всех выслушивает, а потом единолично принимает решение.
Но мир сильно изменился, и со стороны европейских партнеров сейчас гораздо меньше готовности просто следовать в русле американской политики, напоминает политолог. Есть процессы, которые идут без участия США и независимо от тех установок, которые могут сложиться в Вашингтоне (например, в отношениях ЕС и Китая). Идея стратегической автономности ЕС тоже никуда не делась, и остаются серьезные объективные разногласия. Та же Германия вряд ли будет готова заморозить продвижение «Северного потока — 2», только чтобы сделать приятное Байдену. Так что ему придется очень сложно и болезненно приспосабливаться к этой новой реальности.
Россия: давление продолжится
Очевидно, что в отношениях США и России конфронтация тоже продолжится и, скорее всего, в более интенсивном варианте. Давление на РФ будет нарастать по мере приближения думских выборов и не ослабеет как минимум до следующих выборов президента, допускает декан факультета мировой политики, заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова Андрей Сидоров.
По его мнению, главная задача новой администрации — завершить то, что начал Обама в 2014 году, то есть перейти к системе международных отношений, существовавшей до 1990 года (неважно, как ее называть — гибридной или холодной войной). Если ты не можешь сразу одолеть противника, нужно исключить его из игры: нынешний этап развития в условиях сокращения ресурсов и глобализации диктует США именно такую стратегию, поясняет эксперт.
Поначалу Байден сделает упор на Россию, потому что она считается слабым звеном. Если США удастся установить в РФ прозападные структуры, Китай фактически окажется в изоляции, и ему станет сложнее противостоять Америке, рассуждает политолог. Не случайно нынешняя глава ФРС Джанет Йеллен, которую прочат в министры финансов, говорит о том, что США будет упорядочивать санкции и придавать им стратегический характер.
По всей видимости, давление, которое носило хаотичный характер при Трампе, при Байдене станет более последовательным,<cite>— уточняет Андрей Сидоров.</cite>
Но перевести санкции на качественно иной — «адский» — уровень команда Байдена все же не отважится, полагает Андрей Кортунов, поскольку это создает серьезные риски для самих США и международной финансовой системы.
Конфронтация при стабилизации
Новая администрация будет настойчивее пытаться отщепить те или иные группы от политического центра в России и поиграть на внутренних противоречиях, а также усилит свою активность по периметру российских границ, предполагает Дмитрий Тренин. Но в тоже время будет стремиться к уменьшению рисков войны и проводить более открытую политику в отношении российского общества в целом, чтобы для каких-то категорий населения (молодежь, бизнесмены и т. д.) сделать образ США более привлекательным.
Старший научный сотрудник Института Джексона по глобальным вопросам Йельского университета Томас Грэм, в свою очередь, считает, что в целом политика США станет более предсказуемой и, несмотря на продолжение конфронтации с Россией, не исключена попытка стабилизировать отношения и начать диалог по самым главным вопросам, в первую очередь, по стратегической стабильности. Команда Байдена также постарается вернуть договор по иранской ядерной программе, и будут «содержательные беседы» с Россией по этому поводу.
Тем ни менее, жесткая риторика продолжится, особенно в том, что касается вопроса прав человека и политики РФ в отношении бывших советских государств, в первую очередь, Белоруссии, Украины и Грузии. Чем это кончится, сейчас предсказать трудно,
Комментарии
Комментарий удален модератором
доцент полагает....
ладно, хоть, не настаивает на абсолютную истину своего полагания....
Но, вот, такие у нас доценты, которые напрягают мозги нашему подрастающему поколению.
По всем каналам сми идет одна и та же пропагандистская волна - Америя разваливается, Америя в кризисе, Америя в жопе....
Давайте подождём немного, посмотрим. Лично я не испытываю к Америи ни грамму симпатии. Я вообще не люблю тех, кто меня не любит, точно так же как и любой русский совершенно не желаю поставлять свои щёки чтобы меня хлестали.... Только, вот, может всё не так трагично в этой пресловутой Америи, понятно, что государство сегодня испытывает определенный кризис после власти откровенного баламута, а мы, уж, посчитали, что там уже полный криндец пришел. Сегодня эта страна снова испытывает себя на прочность и умение владеть ситуацией, но также и на зрелость самого гражданского общества.
Подождём ....
А вы что думали?
будет как на Украине - кто у власти , тот других и чмырит
Турецкий поток уже поставляет газ на Балканы, успокойтесь.
Комментарий удален модератором
__________________________________
А к чему приводит Альцгеймер? Да уж .... выбрали...
Комментарий удален модератором
«- Никак не могу понять – зачем покойникам-то нужно было голосовать за Байдена?!
- Да просто он им почти свой!»