Зачем сын Пушкина просил перенести его род из 4-й Дворянской книги в 6-ю
На модерации
Отложенный
В фондах Центрального исторического архива Москвы хранится документ: прошение дворянина в Московское дворянское собрание о переносе рода из части 4-й Дворянской родословной книги в 6-ю. Обращение по всей форме, к царствовавшему в ноябре 1864 года Александру II.
Необычно имя просителя: перешедший на гражданскую службу ротмистр гвардии Александр Александрович Пушкин, старший сын поэта.
Фото старшего сына поэта.
Потомственный дворянин хотел, чтобы его с женою и сыном причислили «к роду отца моего Александра и деда Сергея Львовича Пушкиных».
Почему именно в конце 1864 года поступил в Дворянское собрание документ?
Сын поэта вышел в отставку, находился на гражданской службе в Москве, осенью 1863 года в семье Пушкиных, после дочерей Натальи, Софьи и Марии, появился долгожданный сын, названный в честь отца и деда.
Старшие дети Александра Александровича Пушкина.
Бабушка Наталья Николаевна приедет крестить внука, вопреки увещеваниям докторов и мужа, простынет в поезде и через месяц ее не станет. Можно предположить, что уход из жизни обожаемой матери, рождение на следующий год еще одной дочери (Ольги) и связанные с этим хлопоты отложили на время вопрос: в какой части родословной книги Дворян записаны Пушкины?
Пока в семье появлялись девочки, отец не беспокоился, а вот для новорожденного наследника важно: в какой из семи родословных книг числятся оба Александра Александровича Пушкина.
Почему это важно?
После из ухода из жизни поэта Николай I распорядился: «Сыновей – в пажи!» Указание царя означало: дети поэта получат престижное образование, что поможет им в военной и придворной карьере. В Пажеский корпус (как и в Александровский лицей) поступали лишь дети, чей дворянский род занесен в
- Пятую (титулованное дворянство)
- Шестую (только древние роды) книги.
Александр Александрович думал о будущем годовалого сына: документы привести в порядок лучше заранее. Ошибочная запись могла стать серьезным препятствием не только для обучения в Пажеском корпусе, влияла и на другие сферы дворянской жизни.
Дворянские книги велись по указу Екатерины II с 1785 года, в каждой губернии. В них записывались потомственные дворяне по категориям, а не в хронологическом порядке. И высшая знать, как и провинциальная, следили: в какую из книг занесли их род: в 5-ю книгу вписывали титулованных, т.е. князей, графов и баронов.
Если дворянин получал благодаря службе или по наследству титул, то он обращался с прошением перенести его род в 5-ю книгу. В истории России имелись случаи, когда титулы для себя и своих потомков выслуживали и дамы.
В 4-й книге находились записи об иностранцах-дворянах, приехавших в Россию.
В 6-й – дворяне, которые назывались столбовыми: род отличался древностью. Пушкины вели свой род от Ратши, прибывшего «из немец» в первой половине XII века, поэтому записать их должны в шестую книгу.
Почему Пушкины очутились в четвертой? Трудно сказать, иногда ошибочно вносили: род Пушкиных числился в шестой книге трех губерний: Московской, Нижегородской и Костромской.
Но чтобы исправить, необходимо подать прошение на имя Государя с обоснованием, что и сделал А.А. Пушкин в ноябре 1864 года.
Комментарии