Предпосылки к национализации

На модерации Отложенный

Очередной потоп в терминале В аэропорта Шереметьево наводит на мысли о причинах постоянных проблем со всей новой инфраструктурой аэропорта, возведенной в «олигархический» период.

«Олигархическим» периодом, в теории, можно называть временной промежуток с 2015 года, когда В. Путин подписал указ о передаче большей части аэропорта структурам кипрского оффшора TPS Avia, контролируемого миллиардерами Аркадием Ротенбергом, Александром Пономаренко и Александром Скоробогатько.

Однако фактически ставленники указанных лиц заняли руководящие посты в аэропорту в 2012 году, а в 2013 оффшор «TPS Avia», не без помощи этих самых ставленников, стал «стратегическим инвестором» аэропорта.

Таким образом, «олигархический» период аэропорта Шереметьево - это период с 2012 года, и длиться он будет либо до национализации активов в интересах Российской Федерации, либо до их продажи кипрским оффшорам стороннему новому собственнику.

ФАКТЫ

  • Строительство терминала В - одно из условий передачи акций от государства к олигархам

В 2013 году кипрский оффшор «TPS Avia» пообещал вложить средства в строительство новой инфраструктуры - в том числе терминала В.

В прессе нет единого понимания о стоимости проекта. В одних источниках указывалась сумма в 300 миллионов долларов, в других - 260 миллионов долларов.

Подписание договора с государством не требовало от олигархов живых денег. Оно требовало обещаний вложить эти деньги в инфраструктуру, частью которой являлся терминал В.

  • Олигархи платили за работу сами себе, что вызывает вопросы об объективности смет
  • Все проведено через оффшоры, что противоречит указанию руководства страны
  • Один из олигархов-собственников приобретал активы и участвовал в бизнесе будучи депутатом Госдумы, что незаконно

В июне 2016 года стало известно, что подрядчика, который построит в аэропорту терминал В, купил Аркадий Ротенберг со своими партнерами - Александром Пономаренко и Александром Скоробогатько.

Подрядчик - компания ООО «Энерго-строй» - перешла в собственность компании «ТПС Недвижимость», которая, в свою очередь, принадлежит кипрскому оффшору TPS Real Estate Holdings.

На момент приобретения, один из владельцев оффшора - Александр Скоробогатько - являлся депутатом Государственной Думы от партии «Единая Россия».

Сам же аэропорт принадлежит тем же людям через другой кипрский оффшор со схожим названием - «TPS Avia». Такое количество иностранных юридических лиц в структуре собственности вынуждает задать очевидный вопрос - разве не должно быть к ним применено понятие иностранных агентов?

Нужно отметить. что ООО «Энерго-строй» занималась не только строительством терминала. Компания стала широко известна, выполняя заказ аэропорта по реконструкции взлетно-посадочной полосы, когда ее работники устроили бунт из-за невыплат.

  • Терминал В после введения в 2018 году - даром что является совсем новым - уже запомнился разными сбоями, то подтверждает некачественную работу

Так, 10 июня 2018 года в терминале произошло ложное срабатывание пожарной сигнализации, пришлось проводить эвакуацию.

В следующем месяце - 29 июля - в терминале протек потолок.

Ещё один потоп произошел в терминале В в июне 2019 года. Потоп произошел из-за ложного срабатывания пожарной сигнализации, отключить которую никак не могли. А в конце июня этого же года потоп произошел уже возле парковки терминала из-за неработающей ливневки.

В октябре 2019 года пресс-служба аэропорта оправдывала огромные пробки возле терминала В «попытками улучшить транспортную доступность северных терминалов». Даже Первый телеканал признавал проблему: «Терминал B, отъехать от которого сложно из-за масштабного строительства вокруг — тысячи гастарбайтеров, перекопанные дороги и пробки».

Разумеется, это лишь часть наиболее известных проблем с терминалом, открывшимся совсем недавно - в 2018 году.

Вывод

Количество проблем с терминалом в совокупности с необходимостью отразить в смете определенную сумму трат (в целях приватизации) и приобретением подрядчика наглядно показывает, что схема приватизации государственной собственности оффшорными компаниями за обещания строительства новой инфраструктуры - нежизнеспособна.

Оффшоры привлекают собственных подрядчиков-гастарбайтеров (которые, бастуя, подтверждают опасения об экономии на зарплате персонала), самостоятельно заполняют все финансовые документы, и в итоге постоянно протекающее здание с отказывающей системой пожарной сигнализации «на бумаге» стоит, как полноценный аэропортовый терминал международного уровня.

При этом ситуацию усугубляет отсутствие схемы контроля за фактическими тратами оффшорного «инвестора» и отсутствие схемы возврата акций в государственную собственность после возведения некачественной инфраструктуры.

Но если бы проблемы касались только терминала В!

Необходимо отметить, что постоянные предметы преследуют всю построенную оффшором инфраструктуру - грузовой терминал «Москва Карго» характеризуется коллапсами, отказами и воровством, в новейшем терминале С уже обрушилсяпотолок, неудобный и невместительный межтерминальный туннель также регулярно отказывает из-за экономии на защите от влаги, а также постоянно работает в ограниченном режиме (создавая проблемы для пассажиров) из-за необходимости «профилактических работ».

Количество и частота возникновения подобных инцидентов наряду с фактами применения оффшоров и проведения сделок с участием депутата Государственной Думы создают правовые предпосылки для будущего проведения национализации пакета акций, полученного кипрским оффшором «TPS Avia».

Однако это необходимо успеть сделать до продажи собственниками своего пакета и вывода средств в оффшор. Напомню, что А. Пономаренко открыто говорил о поиске покупателя на акции, и не отрицал возможность продажи всего аэропорта.