150 лет единой Германской империи

На модерации Отложенный

150 лет назад, 18 января 1871 года в Зеркальном зале Версальского дворца, превращенного командованием осаждавших Париж в ходе франко-прусской войны германских войск в свой штаб, прусский король Вильгельм I Гогенцоллерн был объявлен императором. В тот день многочисленные полки немецких государств, пройдя парадом под своими изорванными в ходе поёв той войны знамёнами, выстроились вокруг Версальского дворца. В самом зале была отслужена торжественная служба, на которую король Вильгельм взирал с сооруженного в конце зала ступенчатого помоста в окружении других германских властителей. По окончании службы стоявший рядом с помостом министр-президент Пруссии Отто фон Бисмарк зачитал прокламацию "К германскому народу", в которой провозглашалось:
"Мы обретаем имперское достоинство, сознавая свою обязанность защищать права Империи и государств в ее составе с немецкой преданностью, сохранять мир, защищать независимость Германии, опираясь на объединенную силу ее народа. Мы принимаем это звание в надежде, что немецкий народ сможет насладиться наградой за свою горячую и самоотверженную борьбу за прочный мир и в пределах границ, которые дают отечеству безопасность, которой ему не хватало на протяжении веков, против возобновившихся нападений Франции. Но Бог хочет даровать нам и нашим преемникам в императорской короне во все времена нести Германской Империи величие не в военных завоеваниях, а в благах и дарах мира в области национального благосостояния, свободы и порядка".
Вслед за этим великий герцог Баденский воскликнул «Его величество, кайзер Вильгельм!», что трижды повторили присутствующие. Снаружи раздался громогласный приветственный крик войск.


 Как мы помним, основы нового государства были заложены по итогам войны 1866 года, когда старый Германский союз образца 1815 года был распущен, а большинство его государств образовали новый Северогерманский союз, обладавший большей степенью централизации и безусловным лидерством в нём Пруссии (прусский король становился несменяемым президентом союза). Но в новое образование не вошли земли австрийского императора (в дальнейшем ставшие основой нынешней Австрийской республики), а также четыре южногерманских государства: два королевства - Бавария и Вюртемберг, и два великих герцогства - Баден и Гессен-Дармштадт, из которых император Наполеон III предполагал создать Южногерманский союз, по словам Бисмарка "мыслившийся им как филиал Франции" (были еще Люксембург и Лихтенштейн, но с Люксембургом отдельная по-своему смешная и поучительная история, а про Лихтенштейн просто забыли). Планам Наполеона, как известно, не суждено было сбыться. Уже 8 июля 1867 года между Северогерманским союзом и этими государствами был создан таможенный союз ("Zollverein"), причем был даже создан "таможенный парламент". Так что когда после объявления Наполеоном III в 1870 году войны Пруссии к армиям Северогерманского союза присоединились и контингенты южногерманских государств, это удивило только его.


Пока под грохот пушек новой войны закалялось боевое братство "северян" и южан", политики вели переговоры о государственном объединении. Они завершились заключением т.н. "ноябрьских договоров": 15 ноября 1870 года договором, заключенным в уже занятом Версале между Северогерманским союзом с одной стороны и герцогствами Баден и Гессен-Дармштадт с другой было согласовано создание нового Германского союза на основе конституции Северогерманского союза с рядом прилагавшихся изменений. Через неделю, 23 ноября там же будет заключен договор с Баварией, в котором уже объявлялось: "Государства Северо-Германской Конфедерации и Королевство Бавария заключают бессрочный союз, к которому Великое Герцогство Баден и Великое Герцогство Гессен уже присоединились на своей территории к югу от Майна и к которому, вероятно, присоединится Королевство Вюртемберг. Этот союз называется Германской конфедерацией". Королевство Вюртемберг не обмануло ожиданий подписантов и присоединилось к ним уже 25 октября. Оговаривались различные преференции южных государств, прежде всего в налоговой сфере, королевства сохранили свои армии под общесоюзным командованием, а Бавария - даже право направлять посланников в другие страны.
9 декабря рейхстаг Северогерманского союза одобрил новую конституцию с учётом указанных договоров. В тот же день это сделал и совет князей, но добился добавления в её текст понятия "Рейх" (что может быть переведено, как "империя" или просто как "государство") и титула "кайзер" для глава такового. 18 декабря делегация рейхстага обратилась к прусскому королю с просьбой принять сан императора, король Вильгельм эту просьбу принял.
31 декабря германские газеты опубликовали новое законоположение: «Его Величество король Пруссии от имени Северо-Германской Конфедерации, Его Королевское Высочество великий герцог Баденский и Его Королевское Высочество великий герцог Гессенский и близ Рейна с частями Великого Герцогства Гессен к югу от Майна заключили вечный союз для защиты федеральной территории и закона, действующего в пределах того же, а также для заботы о благополучии немецкого народа. Этот союз будет называться Германской империей и будет иметь следующую конституцию...». На следующий день, 1 января 1871 года это положение вступило в силу (в апреле 1871 года оно будет заменено Имперской конституцией Германской империи в окончательной форме, известной, как "бисмарковская", которая будет действовать до принятия в августе 1919 года конституции Веймарской). В силу изложенного описанная выше церемония в Версале, 150-летие которой отмечается сегодня, была сугубо формальным, декларативным актом, просто красочно объявлявшем миру о новом государстве.
Тем не менее поздравим немецкий народ с этим юбилеем!