Президент Казахстана заявил о преступлениях советской власти против казахов
На модерации
Отложенный
Президент Казахстана Камым-Жомарт Токаев опубликовал большую статью на казахском языке, в которой подверг жесткой критике высказывания думских депутатов, Никонова и прочих, повторявших в декабре тезисы президента России Владимира Путина о «подарках русского народа» республикам бывшего СССР, но уже применительно к территориям северного Казахстана.
Президент Казахстана вспомнил и трагические времена голодомора начала 1920-х годов при советской власти, приведшего к гибели миллионов его соотечественников. Напомнил Токаев и о приближающемся 35-летии «знаменитого декабрьского восстании 1986 года, («Желтоксан»), когда наши сыновья и дочери, не боясь гнева Советского Союза, вышли на улицы, защищая честь нации».
Если говорить подробнее об этом, Токаев упомянул о голоде 1921–1922 гг. на территории Казахстана, который начался из-за откровенно неумелых и агрессивных действий советской власти в экономике на занятых землях в Центральной Азии. «Если бы не это событие, наша нация была бы во много раз больше, чем сегодня, — заявил Токаев. — Квалифицированные специалисты должны проводить систематические исследования, и, соответственно, государство должно давать оценку проблеме голода. К этому сложному вопросу нужно подойти сдержанно и ответственно». В статье также упоминается о необходимости еще более глубокого изучения жителями страны казахского языка и дается фактическое поручение заново систематизировать национальную историю — в том числе для того, чтобы создать краткий ее курс и перевести на нужные языки для тех же «иностранных деятелей».
В последние годы казахстанцы все чаще говорят об ответственности России за преступления советского режима — она ведь официальная правопреемница, так что недурно бы признать свою вину и выплатить компенсации.
Москва публично такие высказывания никогда не комментирует, но ее эта тема, безусловно, раздражает. Российские власти как-то смогли смириться с тем, что в Казахстане на государственном уровне отмечается день памяти жертв политических репрессий, но тема голода гораздо чувствительнее. Правда, до этого речь, как правило, шла о периоде Голодомора 1931–1933 гг. (умерло не меньше 1 млн казахов, в казахской культуре этот период называется Ашаршылык).
Токаев напомнил, что был еще один голод — с сопоставимым количеством жертв: точное их число до сих пор не установлено, но речь идет о сотнях тысяч человек. И если раньше сами казахстанские власти предпочитали не поднимать тему голода, то Токаев снял печать молчания. По его указанию все изыскания о периоде 1921–1922 фактически становятся мейнстримом на ближайшие два года: это означает регулярные научные конференции, статьи в газетах, публичные заявления, телепередачи, документальные фильмы, художественные произведения. Все это стараниями госпропаганды совершенно точно будет заполнять общественно-политическую повестку — под исторические исследования в этой же статье Токаева отдается часть денег госзаказа.
Казахстан приготовил еще несколько тем для обсуждения. «В этом году исполняется 35 лет знаменитым декабрьским событиям [в Алма-Ате]. В 1986 году наши сыновья и дочери, не боясь гнева Советского Союза, вышли на улицы, защищая честь нации. Провозглашение нашей независимости ровно пять лет спустя символично. «В то же время следует ценить и систематически пропагандировать гражданский героизм первых ласточек свободы — героев Декабря», — написал Токаев. Герои открыто противостояли Москве, между прочим.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Обиженный это пронумерованный, чуть выше. Напиши ему что он подонок.
Восставшие жгли деревни русских переселенцев, казаков, рабочих. В телеграмме военному министру от 16 августа 1916 года туркестанский генерал-губернатор и командующий войсками Туркестанского военного округа Алексей Куропаткин сообщал: «В одном Пржевальском уезде в имущественном отношении пострадало 6024 семейства русских поселенцев, из коих большинство потеряло всю движимость. Пропало без вести и убито 3478 человек».
Против восставших были направлены войска численностью около 30 тысяч человек с пулемётами и артиллерией. Вспомогательную роль играли ополчения из местных казаков и русских поселенцев. Уже в конце лета восстание было подавлено в Самаркандской, Сырдарьинской, Ферганской и ряде других областей, а в сентябре-начале октября было подавлено восстание и в Семиречье. Последние остатки сопротивления были подавлены в конце января 1917 года в Закаспийской области.