Распутиниада России: зачем нужно обелять "Святого Чёрта"?
На модерации
Отложенный
На днях решил себя побаловать сериалом "Григорий Р" про Распутина, который правильно зрители назвали "Святой Чёрт" или попытка отмыть неотмываемое". Добавим: посредством телезомбирования.
В общем получилась этакая «распутиниада», вполне вписавшаяся в информационный месседж, где демонизация СССР уравновешивается "хрустом французской булки" из "России, которую мы потеряли" такой громкости, что закладывает в ушах.
И снова вопрос: зачем? Ведь врут не просто ради вранья и популярности. Тут какой-то другой интерес. Государственный.
Однако, честно говоря, я не думал, что такое вообще возможно.Свернуть
Ладно, последний царь был хоть и туповат и слаб характером, постоянно уступая истерикам супруги. Опустил и профукал империю настолько, что даже в ближайшем окружении его "все предали".
Но зато он был прекрасный семьянин, а жена вообще почти мученица, поскольку страдала за больного сына. И обвинять её, кстати, в изменах царю с Распутиным, как это делали современники, я полагаю неправильным.
Но Гришка!
Ведь про него собран огромный корпус документов самого разного калибра и отношения: от А. Мосолова и А. Вырубовой до Столыпина и Юсупова, включая документы охранки, которая за ним следила неустанно.
А сколько об этом вышло книг!
И после всего этого создать в сериале такое?
Причём, наглость с которой это создателями сериала выдаётся, мне показались сродни украинским выдумкам, где Будда с Христом и Гомером давно стали украинцами. И ведь знают, что врут. Но на лице видишь: всё равно нам ничего не докажите.
Про Григория, должен сказать, есть вещи, которые могут подаваться позитивно.
1) Он действительно был очень сильным экстрасенсом. Алеше Романову точно помогал. Но был ли провидцем? Вопрос.
2) Энергия у него была невероятная. Так жить вразнос, столько кутить - и всё в радость. Ему только Пётр Великий в собутыльники годился. Широка душа - и не сузишь.
3) Как не порадоваться за мужика, который имел дам высшего света, сколько хотел и когда хотел. А хотел он почти всё время. И вертел весь высший свет, включая царскую семью, сами знаете на чём. И не просто имел этих дам, а унижал их всеми способами, выдавая это унижение за путь к Богу, когда блуд подавался как священнодействие.
Но выдавать Распутина за нового русского Христа, готового ради царя и Отечества пожертвовать собой? Это уже перебор.
Он - непорочный во всём. И трезвый. Трезвый, даже когда пьян.
Ангел во плоти.
И ведь по сериалу он даже знал о том, что его убьют у Юсупова, но пошёл!
Умирать - за царя, за Россию.
И пал жертвой англо-русских содомитов.
Вот она Русская Голгофа!
Получается, пока жив был Распутин, жива была Империя. Но жертва была нужна - и он её безропотно принёс.
И как нам всем должно быть за это совестно и как Гриши не хватает сейчас!
Особенно бабам...
На деле это - сериал, который разбивает слух и сердца историков, как написал один из рецензентов, где искажение исторической действительности - не просто слова.
Кто помнит, Дюма говорил, что история - это гвоздь, на который он вешает свою картину.
Но современные авторы подобных сериалов, неважно, о каком фильме идёт речь "Григорий Г", "Демоне революции" или "Сволочи" не просто используют историю как гвоздь, а вертят её на своём либидо, как хотят.
А вот ещё немного отзывов о сериале в дополнение к сказанному:
***
...Реально, когда к святому праведному Иоанну Кронштадскому пришел Распутин за благословением, тот отдернул руку и сказал: "Не будет тебе моего благословения! А житие твое будет по имени твоему!" (Из книги выпущенной к 50-летию со дня кончины св. прав. Иоанна Кронштадского, по воспоминанию регента, служившего с ним.)
***
...Когда к императрице приехала ее сестра Елизавета, (впоследствии святая великомученица) и попросила ее прекратить безобразия и разврат творимые Распутиным под покровительством высочайшей особы, императрица выразила сильное неудовольствие, прервала прием и потребовала подать карету для отъезда сестры.
Когда к императору Николаю обращались придворные за помощью в защите от произвола и домогательств Распутина, он ответил: "Лучше 100 Распутиных, чем одна истерика императрицы".
***
Простите, что испортил впечатление от хорошей игры актеров, но истина дороже. В детстве я помню смотрел советский фильм "Агония", он более реалистичен.
***
Возникает вопрос, а кому надо возвеличить Распутина? Это что, еще одна волна по его канонизации? Святые это наш ориентир. Нам, видимо, кто-то хочет предложить такой ориентир. Очень в духе времени.
Когда снимается очередной сериал, с претензиями на историчность, первый и главный вопрос - зачем ?? Ну что это за тема, разве она требует каких-то толкований, свежего взгляда, раскрытия тайн ?
***
Беда в том, что слишком много известно о Распутине, и опоэтизировать этот персонаж невозможно по определению. Грязный мужик, пьяница, развратник и интриган, позоривший последних российских императоров - ну как тут сделать 'конфетку' ? Да очень просто - врать не сморгнув. Весь сериал лживый с первого до последнего кадра.
***
Тут и 'божественный' свет, исходящий из ладоней Машкова, и мудрость, и целительство, и предвидение - всё залито таким приторным елеем, что скулы сводит.
***
Авторы сериала просто оболгали нашу историю, и очень жаль, что хорошие актеры в этом согласились участвовать. В этом миксте 'Битвы экстрасенсов' и политической агитки в духе 'православие - наше всё', 'монархия - наш исторический выбор' и т.д.
Круг замкнулся - зачем снимать такое?
***
Где-то в середине второй серии меня начало мучать чувство «дежа вю». Где-то я уже видел такую структуру повествования. Так… Исторические события… Убийство… Расследование… Мысли следователя… Ба, сериал «Есенин»! Ну почти точь-в-точь, остаётся радоваться, что хоть Распутина сыграл не Безруков. Вместе с тем, в противовес «Есенину», в «Григории Р.» подобная структура выглядит неуместной и скучной. «Современные» вставки не очень-то интересны, сильно затянуты и их слишком много. Расследование подаётся как едва ли не самое важное для победителей Февраля 1917 года дело, напряженное и непростое. Плюс ко всему, все события «расследования», демонстрируемые на экране, все межличностные отношения и диалоги выглядят выдуманными (и что-то мне подсказывает, что так оно и есть и следствие шло совершенно по-иному). И обработанные «сепией» современные кадры, которые пытаются казаться архивными, в обратном не убеждают.
***
Что касается образа Распутина, он опять же совершенно неубедителен. Во-первых, внешность. Судя по сохранившимся фотографиям Распутина, его нельзя было назвать не то что «красивым», но и просто «симпатичным», в то время как Машков остаётся Машковым, с большими грустными глазами и волевыми чертами лица под бородой. Во-вторых, поведение и образ жизни. Многочисленные воспоминания описывают Распутина как неотёсанную деревенщину, грубияна, мужлана, пьяницу и бабника, который по до сих пор не выясненным причинам очаровал высшее общество Петербурга и царскую семью. В сериале мы видим эдакого справного крестьянина, Мужика в хорошем смысле этого слова. Грубиян? Ну так, чуть-чуть. Пьяница? Как говорится, «а кто ж не пьёт?». Бабник? Да сами ж «вешались»! И так далее. Весь исторический образ Распутина выражен в сериале лохматой бородой, чёрным крестьянским одеянием и неистребимым «деревенским» говором, но для биографической драмы этого катастрофически мало.
***
После просмотра «Григория Р.» создалось впечатление, что авторы и сценаристы фильма умышленно изменили знак «минус» на знак «плюс» во всех фактах и свидетельствах, касающихся жизненного пути Распутина, а всем загадочным явлениям вокруг него придали гротескные формы. Широко известна история, как пьяный Распутин похвалялся своей шёлковой рубашкой в ресторане, крича, что её «Сашка вышивала», то бишь императрица. В сериале этот сюжет вывернут так, что просто прослезиться хочется душевным терзаниям и благородству «святого отца Григория». «Предсказания» Распутина, которые по всем, абсолютно всем воспоминаниям его современников носили совершенно иносказательные формы (иными словами, «понимай как хочешь») в устах «сериального» Григория Р. разжёваны до состояния пюре, он разве что точного времени ожидаемого события не сообщает. И как закольцованная унылая мелодия постоянно повторяются две главные распутинские аксиомы о том, что не надо начинать войну, а после его смерти убьют и царскую семью. Снова и снова.
***
Ни для кого не секрет, что большинство транслируемых сегодня по телевидению исторических фильмов и сериалов носят политико-идеологический окрас. В большинстве случаев это понятно и вопросов не вызывает. Но сколько я не старался, так и не смог сообразить, кому и зачем сегодня нужно обелить Григория Распутина, которого очень сложно (да и просто невозможно) назвать положительным человеком; которого не любили политики Российской империи, совершенно забыли политики СССР, а Церковь презирала и в царские времена, и сейчас.
А ведь сериал «Григорий Р.» именно это и делает.
***
Я не знаю на чем основываются люди, которые пишут отзывы "это наша история", но это какая-то история параллельной реальности.
***
Я могу понять исторические огрехи в костюмах - зачастую многие режиссеры сознательно отходят от исторической точности костюмов, оружия, музыки или зданий в городе для придания эстетичности и своего видения картине. Можно простить, что Вырубова совсем не была такой, как миловидная Климова, но это придало еще бОльший акцент на разнице между мужиком из деревни и приближенных императора. Можно закрыть глаза на то, что не могла фрейлина сидеть в присутствии императрицы, пока та стоит - это все не слишком явный огрех для зрителя. Конечно странно, что в сцене избавления от трупа они не кинули его с моста в воду, хотя там явно видно, что нет льда, а тащили по земле к проруби, где бабы белье стирают, но на это тоже можно махнуть рукой, ведь есть совсем вопиющие огрехи.
***
Как можно искажать так сильно историю?
Безусловно, есть вещи, которые можно трактовать двояко. Например - Распутин спал с многими знатными дамами, обещая им исцеление. Распутин в этом случае конечно не святой, но и женщины куда смотрели, ложась в постель со старцем, имея мужей.
***
Но когда абсолютно каждую страницу биографии Григория трактуют как 'подставили, оболгали, наговорили', искажают факты, пытаясь выбелить образ Распутина - непонятно кому это нужно. Даже если опустить события в жизни старца 'до Петербурга', почему показано, что Столыпин остался в приятном впечатлении от встречи с Распутиным? В воспоминаниях дочери - Марии - написано, что Столыпин был ужасного мнения о старце и всеми силами пытался его выслать из столицы. К слову, Распутин не лечил и не исцелил больные ноги другой дочери Столыпина - Натальи - здесь заслуга врачей, что так же исторически задокументировано.
***
Тем более - совершенно непонятна причина убийства старца. Феликс сошелся с Английской разведкой? Почему тогда он не бежал в Англию, когда свершилась революция? Чем английская разведка могла замотивировать Юсупова? Что он бисексуал - и так знал весь Петербург, это явно не предмет шантажа. Деньги? - Юсуповы были богаче императорской семьи, зачем ему еще больше денег? Уж если вы решили показать версию про вмешательство Англии, то хоть объяснили бы более логичные причины подобного сотрудничества Феликса с ними.
***
Еще более вопиющая деталь в сериале - Распутин никогда не был знаком с Ириной Юсуповой. Юсуповы даже судились (и выиграли) с кинокомпанией Metro-Goldwyn-Mayer и доказали, что она никогда его в глаза то не видела, и уж тем более не ходила к каким-то сиротам (как показано в 'чудесном' сериале Григорий Р.). Почему князя Дмитрия вдруг сделали геем? У него и жена в Америке была, и потом после развода он с Коко Шанель имел отношения.
***
Но даже эти переписывания истории можно было бы простить, если бы сериал не шел в прайм-тайм на России, а потом и на Первом. Если бы вышел он только в интернете - смотрели бы его только люди, увлекающиеся историей, и плевались бы они, и старались бы забыть скорее, как страшный сон. Но смотрело его очень много людей, от истории далеких, таким образом сформировав мнение о человеке, и вообще России того времени, совсем неверное. Как написал здесь один рецензент - 'теперь можно не копаться в книгах - сериал все рассказал'. Но сериал рассказал неправду! А она осела в умах миллионов. Так и переписывается история со временем.
***
И самое обидное - отношение актеров. Гвинет Пелтроу как-то призналась, что были фильмы, в которых она снималась для души, а были - в которых ради денег, и ей немного стыдно за это. И если бы актеры этого сериала честно сказали, что это все было ради денег - ладно, жизнь заставит, актерский век довольно короткий, надо хвататься за любую работу. Но когда Машков дает интервью 'ведь были же святые люди в России...от него исходил какой-то внутренний свет...' После этих слов про Распутина, я ужасно в Машкове разочаровалась. Сыграть хорошо то, что скажет режиссер - это одно. Проповедовать в новостях, что распутный мужик был святым и искренне убеждать людей в этом - это уже мерзко и недостойно.
***
Итак, получается, что Распутина в Питер затащили бабы, а не духовенство. Ну, такое можно допустить, но повторюсь, это искажение фактов.
***
Второй опровергнутый "слух" - принадлежность Гришки к Хлыстам. Вот это правда смешно. Ей богу, он же сам на каждом углу говорил: "грешите и кайтесь, кайтесь и снова грешите, чтобы покаяться"
***
Также что-то мне не верится, что он в сиротские приюты ездил. Мало того, что людей лечит действительно, так еще и сироткам помогает. Вот так сериал смотришь и думаешь: 'Чего его все так старательно умирали, вон он Столыпину как помог, а тот его ненавидел'
***
Ах, да. Столыпин!!! Зажатый, грустный, с мягким голосом, неуверенный, выглядит плохо. Да, премьер очень изменился в последние месяцы, но то, что нам показывают - это не последние месяцы. И всем известно, что царь был кхм тряпкой. А тут он прямо таки помыкает Петром Аркадьевичем, заставляя его позвать в гости Гришку. И тот зовет! Да-да, зовет. И Распутин его поддерживает, а не науськивает на него царя из-за того, что тот его выпнул из своего дома. 'Ему только такие люди и нужны' - говорит Распутин. В жизни бы так говорил, дорогой. А потом еще премьер министр бежит за каретой аки придворная дама, останавливая Распутина и задавая ему вопрос. Я уж не говорю о росте... Император наравне с Распутиным стоял. Вот это правда забавно.
Это что касается истории..
***
Хороший образ. Только не было такого человека.
***
Сериал полностью соответствует нынешним тенденциям. Заметили, как сейчас на каждом канале крутят передачки с экстрасенсами. Так вот, 'Григорий Р.' - полное воплощение этих тенденций. Здесь великий и ужасный Григорий Распутин предстает не в образе мрачного, таинственного старца, который оказывал влияние на царскую семья и на государственные дела, а также подвергался резкой критике со стороны окружения Романовых за неоднозначные выходки. Здесь Распутин - святой мученик, пророк и православный человек, во всех его смыслах.
***
Я лично скептично отношусь к сверхспособностям Распутина. Да, он был отличным психологом и, как пишут его современники, обладал навыками гипноза. А тут он прям ходячая Ванга, всё видит, всё предвидел, всех лечит. Помимо этого, создатели сериала пытаются очистить все тёмные пятна Распутина.
***
Известно, что Распутин в Питере жил шикарно, деньгами сорил, гулял в элитных ресторанах с цыганами, нередко видели, как он с знатными и не очень дамами шёл в баньку. А тут - да гулял с бабами в баньку, но они реально там мылись! Даже когда в сериале ему суют деньги за лечение, он отказывается от них и раздаёт всем пришедшим вокруг...или в детские дома!
***
Распутин в сериале ходит всем советы выдаёт. Даже Столыпина он тут считает хорошим человеком, ведь Столыпина считает хорошим и Путин (понимаете намёк - попытка перестроить историю под идеологию нынешней власти). Хотя на самом деле не думаю, что у Распутина и Столыпина были хорошие отношения. В общем, помыли Распутина везде, а где не помыли, то там кроется его святость!
***
Все 4 серии я видел превращение режиссёрами Распутина в святого. Прям по пунктам очищают все задворки личности сибирского старца, прибавляя к этому его экстрасенсорные способности, как оправдание его чудаковатости. Распутин в 'Григории Р.' - непризнанный пророк, которого погубили заговорщики.
***
Показали ли Распутина в роли отличного интригана, который отлично манипулировал царицей, которая манипулировала слабовольным Николаем (который тоже святой нынче)? Нет! Здесь - только плохие дяди винят Распутина во всех греха. Ну бывает, что Распутин бабло загрёб где-то, но только ради детских домов, чтобы детишкам раздать! Ведь Распутин все деньги детишкам посылал. И совсем не бухал...ну немножко. Он же Божий человек!!! Не было у него никаких денег, он был беден, а то что отстроил шикарный особняк в родной Прохоровке и жил в огромной квартире на Мойке, это всего лишь...Это мы не покажем в сериале! И вообще, Распутин здесь предстаёт жертвой обстоятельств, прям как Николай. А все кто мешал ему, то есть - не любили Россию. …
Сейчас никто даже слушать не желает истории про то, что Николай II был ну... не очень хорошим политиком, да и со своей ролью Царя он справился паршиво. Теперь Николай у нас святой, а весь всеимперский раздалбас произошел из-за того, что вокруг него были одни предатели. Теперь и Распутин кандидат в святые. Ведь населению его подают именно таким. Я бы показал его противоречивой фигурой, чтобы зритель сам решал, что ему думать. Спросите, зачем нужно обелять Распутина? А вот смотрите, Николай Романов сейчас чуть бы не официально представляется, как Царь-мученик, который умер за Россию преданный и оболганный. … В итоге после того, как Николай сделали святым остаётся одно чёрное пятно в его биографии - Распутин. Нельзя допустить, чтобы день 'святого черта' падала на святого Царя. Значит надо сделать святым и Распутина. Вот по такому алгоритму, видимо, действовали создатели 'Григория Р.'.
***
Такой откровенной ерунды от Первого канала просто не ожидал. Фильм крайне скучный, халтурно поставленный, изобилует историческими ляпами и откровенной отсебятиной сценаристов и, главное, там потрясающе нелепые картоннейшие диалоги, написанные людьми, понятия не имеющими о той эпохе, которую призваны воплотить на экране.
сериал в стиле 'Россия, которую мы потеряли'. Не хватало только известной песни группы 'Белый орел' в заставке.
Уж как бы комично и утрированно не выглядела картина с Депардье, а этот сериал ее переплюнул.
***
…сам сюжет призван обелить образ старца во что бы то ни стало! Любой скандальный случай обернуть в его пользу - дескать не понят был. Допустим. Это можно назвать новым прочтением, видением автора, если угодно. В конце концов личность Распутина и правда скандальная и спорная. Историки до сих пор не сошлись во мнении хвалить его или ругать. Но его так называемые 'чудеса' в этом сериале исполнены уж очень неправдоподобно.
***
Историкам и тем, кто знаком с историей, желаю хорошо посмеяться. Т. к. уже глупо серьезно воспринимать подобные "исторические" фильмы. Людям далеким от истории может быть понравится.
***
Единственное, о чём всё-таки хочется сказать – это о сцене убийства «старца». Я читал достаточно литературы по Распутину, существует несколько версий произошедшего в ту ночь, причём все они в той или иной степени противоречат друг другу. Но того, что показано в фильме, нет ни в одном известном мне источнике. Откуда авторы это взяли? Опять черпали вдохновение из источника под двойным названием «палец-потолок»? Да даже в мемуарах Юсупова всё выглядит куда логичнее и непротиворечивее, чем в этом бреду.
Первое, что бросается в глаза - это большое количество выдуманных фактов, в реальности не имевших места, таких как спасение Распутиным жизни великого князя Дмитрия, распутинских 'дур', зверски убивающих женщину, совершившего на него покушения и других. К царю Распутин в реальности обращался не Коля, а Папа.
***
Распутин в исполнении Машкова получился полной противоположностью Распутину
***
Петренко из 'Агонии'. Вместо лихого политического авантюриста, любящего гульнуть, он предстает этаким государственником, а то и сельским интеллигентом, чей ум вечно занят мыслями как обустроить Россию
Источник
Комментарии