"Дорогие товарищи!": как два конформиста сделали абсолютно античекистское кино
На модерации
Отложенный
Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», снятый на деньги олигарха Алишера Усманова, это прекрасная иллюстрация «коммунистического фашизма», когда по мирным советским улицам ездят танки, а солдаты постреливают в нарушающих комендантский час, как при какой-нибудь немецкой оккупации
Если честно, я смотрел только что ставший доступным фильм «Дорогие товарищи!» с идеей к чему-нибудь придраться. Дело в том, что его делали два страшных конформиста – режиссер Андрей Кончаловский, оскандалившийся антилиберальными и антидемократическими взглядами, и олигарх, миллиардер Алишер Усманов, купивший в свое время «Коммерсантъ», этот идеологический флагман нового НЭПа (когда НЭПу суждено было закончиться во второй раз), и сделавший из него среднюю нейтральную по отношению к властям газету. Хотя, по-видимому, и спасая ее этим от полного разорения и разграбления.
Положим, Алишер Бурханович просто дал деньги всемирно известному режиссеру. Не исключено даже, что по просьбе Лица, которому нельзя отказать и которое выше его, гарантирует сохранность капиталов. И поэтому особенно не вникал в идеологию проекта. Но хотелось бы понять истинные мотивы Андрея Сергеевича, сына создателя советского гимна.
Вероятно, «прыгая» на откровенно антигебешное, античекистское и, не побоюсь этого слова, антисоветское кино, 83-летний Кончаловский рассчитывал триумфально вернуться в большой кинематограф с понятной западному зрителю темой, поправив себя в вечности.
Возможно, речь также шла и о восстановлении гуманистического и либерального имиджа российского кинематографа, якобы не чуждого остросоциальному и политически критическому направлению. А, возможно, и не только кино, а и всей российской политической «володинско-пушковской» элиты. Что показать, что в России не только травят навальных, а еще и хорошее кино снимают! Тогда финансирование проекта Усмановым уже не выглядит случайным, а вполне даже логичным и закономерным.
Тем не менее многое в фильме «Дорогие товарищи!» поддается двойной интерпретации. Но сначала немного истории, о том, о чем там идет речь.
Итак, 1962 год.
Прошел ХХ Съезд. Сталина выкинули из Мавзолея. В стране либеральная Оттепель, плохо, впрочем, заходящая на периферию, там по-прежнему заморозки. Хрущев в апогее. Но его правление некомпетентно, сталкивается с нарастающими экономическими трудностями, одна из которых «ножницы цен», о которых предупреждал еще товарищ Троцкий.
Короче, село снова не в состоянии было кормить города по этим расценкам и покупать промышленные товары, а партия принимает, как всегда, единственно верное решение сгладить диспропорцию, повысив закупочные цены, которые по цепочке скажутся и на розничных. Это бы ей честно людям объяснить, но инструкторы врут про вставание с колен и наступающий коммунизм.
Тем временем, с точки зрения рабочих, которые никогда не катались в масле, это не только существенное понижение их жизненного уровня, к чему рабочие «рабочего государства» совершенно не привыкли (в смысле, чтоб вот так, ни с того, ни с сего), но и какая-то вопиющая несправедливость.
Ведь при Сталине цены хоть на копейку, но снижали! Это мы сегодняшние не видим ничего необычного в постоянной инфляции и приветствуем поддержку отечественного производителя из своего кармана. А Новочеркасск в 1962 году взорвался неуправляемым протестом. И по сути – если брать по аналогии, то это был тогда такой прототрампистский протест, защита эгоистических интересов одной отдельно взятой социальной группы в ущерб социальному целому. «Мирный народ» с портретами Ленина двинулся бить стекла в горкоме, а, может быть, даже и прибить по дороге пару ментов.
Но все было бы не так страшно, если бы партия умела говорить правду и согласовывать интересы. Однако партия в СССР умела только давить. В результате забастовка и беспорядки в Новочеркасске были жестоко подавлены армией и КГБ, а обстоятельство бойни впоследствии засекречены. На многие годы «правда о событиях в Новочеркасске 1-3 июня 1962» оставалась исключительно тайным знанием советских диссидентов, передающимся из рук в руки на папиросной бумаге. Я и сам, когда первый раз узнал об этих событиях, долгое время не мог поверить в «невозможное», что государство диктатуры пролетариата способно расстреливать пролетариат на улицах, как в какой-нибудь кокаиновой республике. При этом события в Новочеркасске легли несмываемым пятном на СССР, на Хрущеве, на десталинизации и в конечном итоге внесли свою лепту в крахе коммунистической империи.
Возможно, поэтому одним из истинных мотивов Кончаловского и было спекульнуть на нынешнем антихрущевизме. «Хрущев ведь еще и Крым отдал!» И потрафить маргиналам-сталинистам. Ведь два раза героиня фильма – завсектора горкома Людмила Семина (актриса Юлия Высоцкая) повторяет: «Сталина на вас нет. Без Сталина мы не справимся». Что, впрочем, не выглядит как осознанный месседж Кончаловского, скорее, как дань реализму. Реальная Семена именно такое и могла говорить, и, скорее, именно так и думала, как думают и сегодняшние реальные неосталинисты. Главное, что художник Кончаловский явно переиграл конформиста Кончаловского.
Если фильм немножко проваливается в диалогах – то ли сатирических, то ли гротескных, а концовка и вообще несколько скомкана – трагедия вдруг становится хеппи-эндом. Семина обнаруживает свою дочь живой, которую, как она думала, расстреляли солдаты и похоронили в безымянной могиле, и теперь она еще и вполне может скрыться из-под ареста, ведь ее почитают мертвой. А это ж почти мыльный сериал! То по изображению 60-ых фильм почти гениален. Тупые и злобные собрания партактива, трусость коммунистических вождей, дефицит и распределение из-под полы, - показаны очень точно.
Тем более, фильм гениален по изображению «коммунистического фашизма», когда вам показывают, как по мирным улицам ездят танки, соседа выводят с завернутыми назад руками, а солдаты постреливают в нарушающих комендантский час, как при какой-нибудь немецкой оккупации. По событиям в Новочеркасске, семерым «зачинщикам» демонстрации были вынесены смертные приговоры, а это уже не скажешь, что сгоряча.
Еще более важно изображение всеобщего страха – все боятся расстрела, даже не спрашивая за что. И полное отсутствие удивления происходящим – до этого момента чекисты сорок лет стреляли в людей, не заморачиваясь законностью. То, что советские люди приняли это и другой жизни не знают, а сегодня еще и ностальгируют по ней – вот острие картины, невольно бьющее в сегодняшний день.
Читаю первые отклики.
«Наверно, это все ложь», - так отозвался массовый зритель.
Комментарии