Самая лучшая в мире?

На модерации Отложенный

Владимир Путин на совещании с кабмином заявил, что со следующей недели надо переходить к массовой вакцинации россиян от коронавируса. Традиционный для власти подход к населению страны, когда формально добровольная процедура становится политически обязательным мероприятием – это и есть основной способ общения чиновников с людьми. Особенно если учесть неизвестный уровень угроз, который несет в себе наспех созданная субстанция.

Начать с того, что в 42 регионах России вакцинация против коронавируса недоступна жителям. Еще в восьми субъектах только началась запись среди желающих привиться. К такому выводу пришли эксперты фонда «Петербургская политика». Согласно их подсчетам, в 25 субъектах РФ доступность вакцинации либо низкая, либо ограниченная, и только в десяти регионах – средняя.

«Стартовые итоги процесса вакцинации разноречивы», – говорится в докладе фонда. С одной стороны, как отмечают эксперты, власти сумели преодолеть «репутационный кризис российской вакцины», предотвратить ажиотажный спрос на вакцинацию в первые дни после ее начала, в том числе благодаря «вбросу информации о необходимости 42-дневного воздержания от алкоголя».

Однако трудностей, считают эксперты, сейчас значительно больше. К ним относятся низкие объемы вакцинации, необходимость в краткие сроки радикально нарастить объемы вакцины. Малообъяснима заведомая неравномерность доступа к вакцине для жителей, наличие групп граждан – привилегированных получателей вакцины, в частности сотрудников СМИ и Роспотребнадзора. Среди трудностей, с которыми сталкиваются власти, эксперты также выделяют отсутствие очевидных удобств для получивших вакцину и потенциальная угроза возникновения недовольства в связи с принудительной вакцинацией учителей, врачей и военных.

Не секрет, что высокая доступность к вакцинации отмечена в Москве, Московской и Сахалинской областях, Ненецком АО и Чукотском АО. Средняя доступность вакцинации, по мнению экспертов фонда, зафиксирована в Кемеровской области, Алтайском крае, Курганской и  Белгородской областях. В Омской и Челябинской областях, Чувашии, Пермском крае, Костромской, Орловской, Новгородской  областях, Коми, Хакасии, Адыгее и Северной Осетии, по данным фонда «Петербургская политика», доступность к вакцине носит хаотический порядок. Ограниченная, а точнее нулевая доступность к вакцине есть у жителей Свердловской, Самарской, Волгоградской, Новосибирской, Тверской, Пензенской, Ленинградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Татарстана, Мордовии, Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Тывы и Саха (Якутии). В остальных субъектах РФ жителям недоступна вакцинация, сказано в докладе.

И это притом, что по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, власти готовы перейти к массовой вакцинации с понедельника 18 января. 

Общеизвестно, что массовая вакцинация будет проводиться разработанным НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи препаратом «Спутник V». Федеральные чиновники с помпой доложили президенту, что первую дозу препарата получили уже 1,5 млн человек.

Запредельные по озвучиваемым цифрам отчеты о числе вакцинированных в России вообще никак не «бьются» с региональными отчетами.

В Петербурге осталось всего 9000 доз вакцины от коронавируса. Записываться на прививку пока негде и некуда. Об этом накануне сообщала fontanka.ru.  Комитет по здравоохранению прокомментировал жалобы петербуржцев на отказы в записи на прививку от коронавируса – им говорят, что вакцина закончилась. Как оказалось, свободных доз и правда не осталось.

«Привито нарастающим итогом 13 692 человека, из них 384 закончили цикл вакцинации. За 10.01.2021 привито 685 человек. На все оставшиеся в поликлиниках 9000 доз вакцины есть запись», – уточнили в ведомстве.

Если во втором по численности городе страны за все время привито менее 15 тысяч человек и еще менее 10 тысяч доз в запасе, то откуда по всей стране 1,5 млн? То есть, конечно, могут колоть втайне и под матрасом в армейских частях, тюрьмах и полицейских участках, но и здесь есть нестыковка. Сегодняшние возможности российского «БиоФарма» – примерно 5 млн доз вакцины в год. Притом что вакцинация предполагает «двойной подход» – вначале первый укол, затем через две недели второй. То есть сегодняшние возможности – это 2,5 млн человек. И даже если 5 млн, то при населении 140 млн процесс вакцинации займет 28 лет.

Коронавирус к этому времени сам от старости подохнет.

Как пишет «Волгоградская правда.ру», в новогодние праздники в Волгоградской области были открыты 13 прививочных центров с оборудованием для приема вакцины «ГамКовидВак». Всего поступило 5700 доз вакцины в регион, из них 1000 доз – «ЭпиВакКорона» на 500 человек. На сегодняшний день привито около 5 тысяч человек. И это на регион, в котором проживают более 2 миллионов человек.

Смысл «липовой победы» в вакцинации населения в целом понятен – в мире идет вакцинная гонка. Захват рынков, куда можно будет гнать свою продукцию. Золотое дно мировой «БигФармы». Поэтому бравурные отчеты – это просто маркетинг. Но когда ты преувеличиваешь успехи совсем за гранью, то рискуешь повторить подвиг пастушка с его криками про волков. Наступит момент (а он наступит быстро), когда тебе просто не будут верить даже тогда, когда ты будешь говорить чистую правду.

Запуск массовой вакцинации от коронавируса в России вызвал в соцсетях накал эмоций. Голоса скептиков и критиков заметно преобладают. На самом деле причины для сомнений, которые высказывают разные участники дискуссий, говорят не об отсутствии знаний, а о патологической подозрительности и недоверии к властям. Те действительно «постарались», чтобы испортить репутацию даже такому хорошему делу.

Вот почитайте комментарии:

«Если мне пытаются что-то навязать, значит, у них есть свой личный интерес».

«Если в нашей стране руководство начинает о вас заботиться, насторожитесь и ищите подвох, тут что-то нечисто, в этом они убедили за многие годы».

…Люди не просто делятся смутным недоверием, они приводят факты. Получается вот такая картина провалов и ошибок властей, из-за которых в целом достойная российская вакцина воспринимается как очередной «фуфломицин»:  «У нас инсулина качественного нет! А уж про лекарства от редких заболеваний вообще молчу! Только импортные! Аналогов российских нет! Откуда у нас качественная вакцина?»

Или вот: «За последние 5 лет: достижений медицины РФ на мировом уровне – 0, лауреатов (номинантов) международных премий в области медицины – 0. Сейчас чуть ли не первые придумали вакцину от вируса, и только у вакцины из РФ нет никаких побочных эффектов».

Власти так неприкрыто и неуклюже стремились заработать политические очки на лидерстве по вакцине, что тем самым ее обесценили. Вместо гордости за наших ученых и подъема патриотизма у россиян возникли негативные ассоциации и саркастические сравнения: «Гонка вакцин» эта напрягает как-то уж очень. Создается впечатление, что это не лекарство, а новый вид вооружения какого-то».

Наконец, российскую вакцину пиарят при таких обстоятельствах и таким образом, что препарату просто не остается шансов на реабилитацию. Ни для кого не секрет, как работает вся наша система. Вместо здоровой конкуренции – использовать знакомства и договоренности, вместо правдивых независимых оценок – брать под козырек и выдавать отчеты, устраивающие руководство, и т.д. Логично, что люди не верят, что в ситуации с вакциной вдруг в одночасье стало все по-честному: «Сегодня в России это лишь инструмент пропаганды – «смотрите, какие мы молодцы, первые в мире создали, первые в мире вакцинировали, первые в мире поставляем за границу». А благодаря нашей «статистике» при желании можно продемонстрировать эффективность чего угодно, обколоть физраствором – и через месяц из телевизора сообщат, что заражаемость снизилась в два раза».

Заявления о невиданных темпах начавшейся вакцинации населения в устах чиновников правительства в реальности вызывают не просто недоверие людей, а резкое неприятие. 

Даже вполне провластный ВЦИОМ и тот был вынужден обнародовать, что опрос, проведенный в конце декабря, показал более чем прохладное отношение к вакцине у россиян. Хотя о начале вакцинации осведомлены 97% населения, «готовы» сделать укол лишь 13% респондентов. Об уверенном отказе («точно не стану делать») сообщили 32% опрошенных, и это самая многочисленная доля среди респондентов. Еще 20% сказали, что «скорее не станут» прививаться. Каждый десятый ответить затруднился. Каждый четвертый заявил, что российская вакцина была «слишком быстро изобретена» и «плохо изучена.

Анатолий ТАРАСОВ