«Северный поток-2» – самая крупная неудача России за последние годы

На модерации Отложенный


1 января Сенат США, преодолев вето Президента Трампа, принял оборонный бюджет на 2021 год с поправками, ограничивающими окончание строительства, сертификацию и ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2» (там фигурировал еще и «Турецкий поток», но с ним они опоздали, он уже достроен и функционирует).


Трамп за неделю до этого пытался заветировать данный документ, недовольный некоторыми его положениями, вредящими, по его мнению, национальной безопасности. Но 81 сенатор из 100 присутствующих с ним в этом не согласились. Палата представителей преодолела это вето еще 28 декабря. Нужно отметить, что за время президентства Трампа преодоление вето обеими палатами Конгресса США произошло впервые.

Следствием этого стало то, что уже на следующий день норвежская сертификационная компания Det Norske Veritas (DNV) GL, давний партнер Nord Stream-1, работающая с ним еще с 2012 года и проводящая его ежегодную сертификацию на предмет обнаружения рисков для людей, имущества и окружающей среды, заявила, что она «прекращает все мероприятия по проверке трубопроводной системы Nord Stream-2 в соответствии с санкциями, и до тех пор, пока эти санкции остаются в силе».
 

Мы реализуем план по сворачиванию нашей поддержки проекта


– говорится в заявлении, распространенном компанией 2 января 2021 года.

Инспекция и сертификация СП-2 обязательна на его датском участке, строительство которого еще не началось. Российская трубоукладочная баржа «Фортуна» при поддержке других российских судов пока заканчивает укладку труб на немецком участке газопровода длиной 2,6 км (5,2 км в сумме обе нитки), не подпадающих под действие закона. Ограничения прописаны таким хитрым способом, что они распространяются только на глубины свыше 30 метров. На немецком участке они меньше, поэтому там работы продолжаются, а вот на датском участке все глубины свыше 30 метров. Что делать? Даже если мы наплюем на санкции и достроим трубопровод, мы не сможем его сертифицировать и приступить к эксплуатации. Без сертификата соответствия СП-2 просто груда железа стоимостью 15 млрд. долл., закопанная в дно Балтийского моря и часть суши.

Президент Байден даже если очень захочет пойти на встречу Меркель, не сможет отменить этот закон. Потому что закон Конгресса указами Президента не регулируется, нужен другой закон, отменяющий уже принятый, а в Конгрессе на этот счет полный консенсус – и «слоны», и «ослы» всеми копытами (или что там у них еще есть) за санкции против ненавистной России. Если при этом пострадает еще и Германия, то «слонов» это тоже устроит, в борьбе за выживание топят даже союзников, дорогой газ сделает европейскую продукцию неконкурентноспособной по сравнению с продукцией американских производителей на всех рынках. Выжить может только один, и обвинять в этом США как-то даже глупо.
 

В чем состоит изощренный цинизм «партнеров»


Решение достаточно изощренное, учитывая, что они дождались, пока мы закопаем в дно Балтийского моря 15 млрд.

долл. и только после этого ввели свои санкции. Первые санкции против СП-2 были введены еще в 2019 году и тоже как поправки к оборонному бюджету (только на 2020 финансовый год). Тогда это привело к выходу из проекта швейцарской компании Allseas, занимающейся трубоукладкой. На тот момент нам оставалось дотянуть несчастные 168 км. А поскольку услуги по трубоукладке достаточно специфические и швейцарцы тут держали монополию, то заменить их суда оказалось нечем.

Американцы спокойно наблюдали за тем, как мы для этого закапываем еще 1 млрд. долл., пытаясь переоборудовать имеющийся у нас трубоукладчик «Академик Черский» (его балансовая стоимость еще до переоборудования исчислялась 1 млрд. долл.), который до этого мы собирались использовать для разработки Киринского газоконденсатного месторождения в Охотском море. А затем гоним его через полмира, из Находки через три океана вокруг Африки, в обход Суэцкого канала на Балтику в сопровождении буксиров и военного эскорта, чтобы упереться в заградительные санкции. И даже если мы наплюем на них и назло врагам достроим СП-2, то все равно не сможем его сертифицировать и использовать по назначению, а «Академик Черский» автоматически попадет в «черный список» под санкции и не сможет работать на Сахалине, как мы планировали. Плакали тогда наши денежки – еще 1 млрд. коту под хвост к уже лежащим там 15-ти! Перспективы печальные.
 

В чем выигрыш Украины от этого


И это я еще ничего не говорю про то, что под давлением США на строящийся «Северный поток-2» были распространены нормы Третьего энергопакета, в результате чего его мощность сократилась с проектных 55 миллиардов кубов в год ровно наполовину. А «Академик Черский» единственное наше судно, пригодное для укладки труб на большой глубине, так и не получило страховки, без которой не может работать в датских водах. Представители сообщества международных страховых компаний четко дали понять, что не готовы ради «Северного потока-2» попасть под американские санкции и лишиться своего бизнеса. Круг замкнулся.

Чем это грозит России? Тем, что ближайшие 4 года мы обречены кормить Украину, прокачивая через ее ГТС излишки газа, которые мы планировали прокачивать через СП-2 для выполнения контракта с ЕС по поставкам российского газа в Европу. Договор между ОГТСУ (ООО «Оператор ГТС Украины») и ПАО «Газпром» был прописан таким образом, что за каждый кубометр газа, прокаченный сверх оговоренной нормы, мы платим на 20% больше (а там и так был установлен тариф не маленький – 32 долл. за каждую 1000 кубов). Договор был подписан на 5 лет и предусматривал прокачку 65 млрд. кубов в первый год, с последующим снижением объемов прокачиваемого газа до 40 млрд. кубов в 2021-2024 гг по принципу «качай или плати». Этот принцип привел к тому, что в 2020 году, прокачав через украинскую ГТС всего 55 млрд. кубов, мы заплатили как за 65. Я бы спросил с Дмитрия Козака, который от лица РФ курировал подписание контракта, зачем нам такой «выгодный» контракт?!

Как будет выбираться Газпром из создавшегося положения, увидим в 2021 году.