Стокгольмский арбитраж обязал "Роснефть" допустить ТНК-ВР к разработке шельфа Арктики
Компания ТНК-ВР одержала внушительную победу в войне за арктический шельф. Стокгольмский арбитраж разрешил ВР и "Роснефти" провести обмен акциями, однако увязал это с допуском ТНК-ВР к арктическому проекту. Это, по мнению аналитиков, может свидетельствовать о достижении компромисса между российскими и британскими акционерами ТНК-ВР.
"Арбитраж разрешил продолжить обмен акциями между ВР и „Роснефтью" при условии, если „Роснефть" согласится на передачу арктического проекта ТНК-ВР",— сообщила в пятницу, 6 апреля, пресс-служба британской компании.
"Решение суда дает ВР возможность начать с „Роснефтью" переговоры о передаче арктического проекта ТНК-ВР и изменении условий соглашения об обмене акциями",— отмечается в совместном пресс-релизе ВР и российского акционера ТНК-ВР, консорциума "Access-Альфа-Ренова" (ААР). Ранее наложенный запрет на обмен акциями и арктический проект останется в силе до получения согласия "Роснефти".
Именно этого и добивались российские акционеры ТНК-ВР. Консорциум апеллировал к акционерному соглашению, которое обязывает ВР реализовывать любые нефтегазовые проекты на территории России и Украины только через совместное предприятие. По иску ААР Стокгольмский и Лондонский арбитражи наложили запрет на проведение "сделки века", как уже успели окрестить договоренности между "Роснефтью" и ВР.
Конфликт с "Роснефтью" превращает ТНК-ВР во "второй ЮКОС" Принципиальность российских акционеров ТНК-ВР может им дорого обойтись— российские власти вряд ли допустят, чтобы "сделка века" между "Роснефтью" и ВР была сорвана. Некоторые аналитики даже предрекают компании судьбу ЮКОСа. Впрочем, шанс разрешить дело миром еще не упущен— конфликт грозит навредить и без того пошатнувшемуся имиджу компании, а также испортить отношения обеих сторон с Кремлем. Подробнее
"Сделку века" обставили барьерами
Соглашение ВР и "Роснефти" об обмене акциями и совместной разработке арктического шельфа было подписано 14 января http://www.gzt.ru/topnews/politics/-vr-pronikla-na-arkticheskii-sheljf-s-chernogo-hoda-/343681.html в присутствии премьер-министра Владимира Путина.
Условия сделки предполагали, что британская компания получает 9,5% акций "Роснефти" в обмен на 5% собственных. Это делало российскую госкомпанию крупнейшим акционером ВР.
Кроме того, компании договорились о совместной разведке и добыче углеводородов на трех Восточно-Приновоземельских участках на российском участке шельфа Арктики. Общий объем соглашения об обмене акциями составил $16 млрд. Инвестиции в арктический проект только на первом этапе оценивались в $1,5–2 млрд.
Сегодня арбитраж, кроме условия о передаче арктического проекта под эгиду ТНК-ВР, выдвинул еще ряд ограничительных условий. Так, акции, полученные компаниям в результате обмена, можно будет использовать только для инвестиционных целей, они должны быть помещены в траст, которым будут управлять независимые директора. Они же получат право голосовать этими пакетами на собраниях акционеров.
Комментарий от представителей компаний получить не удалось.
Компромисс возможен
Ранее сообщалось о том, что упорство ААР может привести к срыву сделки между "Роснефтью" и ВР. Западная пресса со ссылкой на источники, близкие к переговорам, сообщала, что консорциум выдвинул нереалистичные условия своего согласия на проведение сделки.
Управляющий активами УК ФГ БКС Николай Солабуто полагает, что последнее решение Стокгольмского арбитража может свидетельствовать о достижении определенного компромисса между акционерами ТНК-ВР. "Британская компания говорит о том, что намерена добиваться согласия „Роснефти" на включение ТНК-ВР в проект по разработке Арктики",— аргументирует он свою точку зрения.
Впрочем, речь, по мнению Солабуто, может идти не только о шельфовом проекте. "ТНК-BP может получить миноритарную долю в СП по разработке арктического шельфа, либо примет участие в новых проектах совместно с „Роснефтью", возможно, в Восточной Сибири,— перечисляет опции аналитик.— Сейчас весь вопрос в том, какие условия будут предложены AAР, и как он поведет себя после успеха в Стокгольском арбитраже".
Комментарии