Трудные послевоенные
На модерации
Отложенный
Порой, читая ваши воспоминания, бывает сложно подобрать слова для Пролога к публикации. Ваши рассказы куда ярче и правдивее чем многие учебники, книги и газетные колонки на эту тему. Наверное, нет смысла предварять сегодняшнюю публикацию пафосными словами и дам слово нашим читателям. Спасибо каждому кто прислал свои воспоминания!
Виктор Болшев "Жизнь при Сталине в воспоминании моего отца: "голод в Ростове-на-Дону в 1948 г. был страшный: нормальной еды не было, варили и ели лебеду. День рождения запомнился тем, что достали говядину (на мозговой кости)". Это не страшилки, если что. И не блокадный Ленинград. Это была реальность. Три года после войны, южный город, вокруг которого плодородная земля.
Ростов-на-Дону 1947 год
Отец (1940 г.р.) Советскую власть терпеть не мог - и особенно коммунистов, из-за их лицемерия. Они декларировали равенство, при том, что их руководители не ходили в те же магазины и больницы, что и обычные люди. Он получил высшее образование (два), но в партию принципиально не хотел вступать.
Бабушка (1913 г.р.) тоже не любила Советскую власть, но, как и большинство женщин, просто терпела, вслух особенно ничего не рассказывала. Потом я уже узнал, что из-за того, что ее отца, инженера Московской ж.д. арестовали и посадили по идиотскому обвинению на 10 лет, она, например, не смогла поступить в вуз (как дочь репрессированного).
Всю войну работала, вышивая знамена. Потом в их поселке сгорел архив - и вместе с ним ее "военный трудовой стаж". То есть ее личный трудовой стаж во время войны вообще не учитывался: была издевательская запись в новой трудовой книжке "со слов гражданина". Т.е. Советская власть просто плюнула в лицо ей и таким же пострадавшим.
После репрессии моего прадеда их уплотнили и в итоге она всю жизнь, до смерти уже при Путине прожила в крохотной лачуге, бывшей бане-пристройке при большом доме. Это я уже все потом узнал и осознал, до какой степени Советской власти реально было наплевать на людей, при всей "благородной" риторике про светлое будущее.
Бабушка всю жизнь вкалывала (иначе было просто не прожить). И на пенсии, естественно, тоже работала, пока позволяли силы. Ее дом (бревенчатую лачугу с "удобствами во дворе") так и не признали ветхим жильем (и это город в ближнем Подмосковье, не жопа мира). В итоге так и прожила в лачуге всю жизнь. Но она на жизнь никогда не жаловалась.
Потом я уже осознал, как реально жили (простые) люди в СССР. И пили тогда жутко. Мужики в массе не доживали и до 60-ти. Помню, идешь в детстве к станции в поселке в пятницу вечером - а на обочинах в кустах лежат пьяные.
Естественно, есть и светлые воспоминания - я лично не могу пожаловаться на трудное детство. Но вот эти картины отпечатались в мозгу"
Grape "В 1953 мой отец освободился из лагеря. Мотал по малолетке с 5-и лет, как ЧСИР. 1941-1953. Деда расстреляли в сентябре 1941 без суда и следствия, потому как мог быть шпионом. Почему? А он учился в Германии и Франции на врача с 1903 по 1911. Ну, и языков знал восемь. В т.ч. древнегреческий и латынь. Т.ч. мог сболтнуть чего лишнего древним грекам. Причем до расстрела была десятка на Беломор канале. Потом поражение в правах пять. Отбывал под Костромой в поселке Никольское, где его и кончили.
К чему это я? Да, про доброту и счастье. Начал я про всю эту мутную историю узнавать постепенно. Мне было лет пять, когда мы с папой подходя к нашему бараку, где у родителей был угол (несколько квадратных метров за занавеской), встретили двух несомненно "добрых" людей. "Добрые" люди объявили что папа им должен денег. Я даже испугаться не успел. Один из "добрых" остался без глаза. Выл крутясь по земле. А второй на одной ноге пытался ускакать куда подальше. Вторая была порезана.
Малолетку прошли многие. И дальше шли по жизни с "любовью" и "улыбкой". Папа, где ты этому научился? Так я постепенно начал узнавать по чем фунт изюма. А глаз выносить папа и меня научил. В жизни пригодилось и не раз.
P.S. Деда реабилитировали. Мол, извиняйте. Ошибочка вышла.
На пару "Война и Мир" воспоминаний. У папы была сестра (моя тетя). На два года младше. Ее как и отца после расстрела деда закрыли в лагерь. Было ей три года. Все они: моя бабушка, отец и тетя освободились в 1953. Бабушка после лагеря стала инвалидом. Поселилась рядом с местом, где похоронен дед. Так там и умерла. Но я ее застал еще живой. Она мне много чего рассказала. Но предупредила, что-бы не болтал. Почти все что она мне рассказывала я записал. Тетя напротив молчала как рыба. Ни разу не видел что-бы она улыбалась или смеялась.
У предков моей мамы еще более трагическая судьба.
Не знаю. Возможно это просто совпадение и так сложилась моя жизнь, но вся эта хрень со счастливой жизнью в советской стране, мне кажется горячечным бредом спятивших выпердков вертухаев, стукачей и просто быдла, напившихся человеческой крови и хотящих второй серии.
Феодальный режим наших дней безусловно полное дерьмо, но ты хотя бы можешь спокойно уехать. Никто не держит. Чем кстати я и воспользовался. Спрашивал внуков, - не хотите на недельку в Россию? Нет. Не хотят.
Животный страх на генетическом уровне"
Виктор Акулов "С интересом прочитал воспоминания ваше мамы поскольку жил в ту же эпоху (на 1 год постарше). Тема послевоенной жизни нашей страны нужна для последующих поколений хотя бы для того, что раскрывает через воспоминания очевидцев того времени, истоки формирования менталитета людей этого поколения, их отношения к времени в котором они росли и воспитывались как граждане своей родины. Поскольку человек продукт среды в которой рос и воспитывался- в семье, во дворе, в школе, на работе и т.д. по ступеням жизни. И очень важно, что бы сохранились воспоминания очевидцев, участников этой жизни.
Конечно личные воспоминания носят всегда субъективный характер, но ценность их в том, что они создают палитру из которой складывается уже реальная объективная картина того времени. Поэтому рад был увидеть эти воспоминания, они очень перекликаются с моими, хотя мы жили разных местах, но общими являются и быт, и заботы, и отношение к жизни. Я тоже сохранил для внуков свои записи. Надеюсь когда нибудь такие ручейки воспоминаний неравнодушных к своей истории людей, сольются в общую реку правды об этом времени. Что даст возможность правильно расставить акценты в развитии страны.Спасибо за нужное и важное дело в освещении этого кусочка жизни и за доброе отношение к этому поколению. Виктор Филиппович"
Николай Ерохин "Вроде-бы все хорошо и весело-но это все же город-какие-то льготы пособия карточки. Можно выжить если не более 2-х детишек. А вот деревня или село -20 км от Тамбова. Мать моя с 1927г, брат Александр 1924г и еще брат 1933г. А до них было еще 3-е детишек умерли от голода и тифа.
И вот наступил 1941г Котовск бомбили каждый день -пожары и взрывы слышны были сильные. В ноябре начались морозы и народ начали гонять копать окопы-в пять утра приходил милиционер и всех на окопы идти пешком 10-12 км и так каждый день до марта. Ни кормежки ни чая весь день на морозе с 5 утра и до 7 вечера всех и старых и молодых баб.
из сообщений в СМИ
Мужиков всех на фронт забрали. В декабре войска стали прибывать -фронт приближался Солдат стали ставить по домам-это не солдаты а мальчишки худые без обуви вшивые одна винтовка на 5 человек и три патрона.
Дед мой пришел раненый с финской и сказал пред с.с -мне кормить их нечем ночью приехали забрали и больше его никто не видел. Мать забрали ночью в 1943г в Ярославль копать торф до 1946г.
По прибытии у нее отказали ноги и так до сих пор болят. В 1942г начали собирать на Тамбовский колхозник-где хочешь а найди -в колхозе не платили все последнее продавали и отдавали иначе поедешь в Сибирь подыхать. Вот так и победили"
Валерий Сомов "А у меня "сидело" двое, двое были под следствием, брат деда расстрелян в Бутово в 1937 г., семья бабки выслана за Урал. Но-на войне погиб один дед, два брата бабки, а один дядя (который "сидел") воевал в штрафниках и вернулся с контузией и без руки.
Обобщать не надо, у всех было по-разному. Наверное, нам совок и любить не за что? Но и здесь по-разному-был один дед партЕЙным (этот, конечно, выжил на войне....), отец был совеЙским фанатом, а мама их терпеть не могла...Россия есть Россия"
Петр Зверев "Дзержинск Горьковской области Конец войны и первые послевоенные годы и холодно и голодно . Мы мальчишки с первого дня летних каникул чаще всего босиком в одних трусах и в лучшем в майке и на улице и дома и почти постоянное чувство голода . Понятное дело что это от великой бедности.
Тем не менее играли и в футбол и во всяческие придуманные мальчишеские войны. В футбол на пустырях поначалу тряпичным мячом потом кому то купили мяч надувной с вставной камерой и шнуровкой восторгу нашему не было предела. Надували этот мяч ртом потому как ни у кого из ребят не было велосипедов а следовательно и насосов.
Коли на улице без обуви то и футбол, то же босыми ногами и естественно у всех стопы ног порезана о стекляшки, пальцы ног выбиты да и еще эта кирза хуже наждака.
А теперь не много об играх . Ежели это война ну там на палках (якобы мечах) то естественно две команды и всегда одна из них это наши, не русские или там советские а именно "наши", а другая "немцы" , не какие то там фашисты , а именно немцы.
И вот как-то с ужасом сейчас вспоминается, а тогда это было в порядке вещей. Где то до 1950 года вдоль всей дороги ведущей на городской рынок рядами сидели люди кто без рук, кто без ног, кто без глаз, но почти все в военной форме а некоторые и при орденах и медалях и просили милостыню. А по улицам тоже люди ходил в форме, но при ногах и руках и зрячие и предлагали свою помощь за еду по ремонту разной там бытовой техники и это были пленные. И что удивительно не трогали их ..
Нет конечно за стол не приглашали но от помощи не отказывались и даже за работу хлебушек и для себя не лишний им давали. Многое еще можно о том времени порассказывать. И о том, как учились мы в три смены и в каждом классе было не менее 30 человек , и сидели то по трое за одной партой.
А какая тяжелая в городе была криминальная обстановка. А как вовремя войны женщины с ужасом и надеждой ждали почтальонов ..."
---------------------------
Комментарии