Роман Трушечкин. Купите русского тренера

Мы живем в открытом мире: уважаем немецкие машины, охотно берем белорусское молоко и миримся с китайскими игрушками. То есть иностранное происхождение товара давно перестало нас остро волновать: лишь бы работало, а сломается— купим новое. То же самое в спорте: многие наши победы, как и наши поражения, сделаны не в России.

Мне кажется, спорт стоит выделять из общего ряда, ведь он очень глубоко пропитан национальной символикой. Спорт— одно из последних прибежищ святой веры в то, что наши, родные, свои— еще вполне конкурентоспособны, еще умеют быть сильнее всех без помощи чужих идей, технологий и денег.

Роман Трушечкин Роману Трушечкину посчастливилось участвовать в запуске двух медиа-проектов: футбольного канала "НТВ-Плюс" в 1997-м и "Газеты" в 2001-м. Его университетами, кроме Московского государственного, были годы работы в программе "Футбольный клуб", а также репортерские командировки в олимпийские Афины и Турин. Служит обозревателем в журнале PROспорт. Его голос порой звучит за кадром на канале "Россия-2", когда в кадр попадают футбольные матчи.

Насчет денег— чистая правда. Российский спорт живет за счет российских средств, и катарские шейхи не стоят в очереди за нашими "зенитами" и "спартаками".Наоборот, это российские деньги, наполняя собой, словно мокрый песок, заграничные формы, все чаще застывают в разнообразных изящных формах.

Русские деньги перезапустили судьбу великого клуба "Челси" Источник (c) AP Photo / Matt Dunham

Это русские деньги перезапустили судьбу великого клуба "Челси". Русские пришли в клуб "Венеция", чтобы он не утонул раньше одноименного города. Русские затеяли какой-то хитрый проект в португальском клубе "Спортинг", для чего из подмосковной горнолыжной деревни выписан бывший президент Олимпийского комитета Тягачев. Самые свежие из русских, решивших вложиться в иностранный спорт,— "Конверс групп", объясняют свое намерение взяться за клуб "Портсмут" очень просто: выход с командой в высший английский дивизион означает бонус размером 90 млн фунтов стерлингов. В России подобный подъем означает только увеличение издержек, да и за вход в налаженный с точки зрения бизнеса российский спортивный проект также запрашивают непомерных денег.

Насчет технологий— увы, без заграницы уже не проживем. Возьмите любой, самый народный и массовый, самый успешный еще с советских времен вид спорта, и обнаружите немецкие биатлонные винтовки "аншютц", шведские штанги "элейко" (или уж совсем издевательское— американские "иванко"), голландский инвентарь для спортивной гимнастики "янссен-фритсен", швейцарские коньки для фигуристов "граф".

И бог уж с ними, пакистанскими футбольными мячами.

И об идеях. Многие даже не представляют себе, насколько российский спорт зависим от совсем не российских людей. И речь даже не об атлетах: в наших профессиональных лигах давно выступают игроки со всех континентов, и с приближением Сочи-2014 легионеры, обжившие игровые дисциплины, все активнее перебираются в олимпийские. Россия охотно предоставляет спортивное гражданство фигуристке из Японии, фигуристке с Украины, пятиборке из Литвы. Корейские мастера шорт-трека побегут через три года в костюмах с двуглавым орлом и святым крестом православным.

Немец Вольфганг Пихлер возглавил женскую биатлонную сборную, и среди зимних дисциплин, теперь едва ли найдется одна, где бы мы обходились исключительно своими силами. Источник http://radio-kreta.de

Остается последний бастион, который нам тоже не удержать: тренерская мысль. Немец Вольфганг Пихлер возглавил женскую биатлонную сборную, и среди зимних дисциплин, в которых мы будем соревноваться с остальным миром в Сочи, теперь едва ли найдется одна, где бы мы обходились исключительно своими силами. Кореец из шорт-трека, финны в лыжном двоеборье, словенцы в горных лыжах, голландец в коньках, канадцы в керлинге, австрийцы во фристайле— это еще не полный список наемных спецов.

Скоро исполнится десять лет, как в самом состоятельном и одном из самых успешных российских футбольных клубов— "Зените"— главными тренерами не работают российские специалисты, потому что на мостике трудится уже третий подряд иностранец. И поскольку мы теперь и тренеров импортируем в промышленных масштабах, мы перестали быть интересны миру как экспортеры. Главный импрессарио наших тренеров Владимир Абрамов "за эфиром" на программе "Футбол России" признался мне, что уже четыре года не может никого продать: отечественная школа футбольных тренеров катастрофически обмелела, а ведь совсем недавно наши трудились и в Африке, и в Азии, и даже в Южной Америке.

Главный импрессарио наших тренеров Владимир Абрамов уже четыре года не может никого продат Источник http://www.deloprincipa.ru/

В отличие от российского спортсмена, без которого все равно не обойдешься (нельзя составить сборные только из натурализованных иностранцев) и который защищен механизмами лимита в ведущих лигах, российский тренер— абсолютно беззащитен. Судьба российского тренера все больше напоминает судьбу отечественной пудовой гири: она годится для бедненького провинциального спортзала, но недостаточно представительна для того, чтобы блистать на ведущих помостах.