11 января 1938 расстрелян Георгий Лангемак

На модерации Отложенный

11 января 1938 года казнен Георгий Лангемак. Именно под его руководством были разработаны реактивные снаряды, применяемые в советской авиации и послужившие основой для полевой реактивной артиллерии - знаменитых "Катюш".



В благодарность товарища Лангемака признали шпионом-вредителем-врагомнарода и без долгих раздумий расстреляли.

Георгий Лангемак родился в Харьковской губернии в 1898 году. Его отец был этническим немцем, а мать — швейцаркой. Тем не менее родители решили осесть в России основательно, а самого Георгия крестили в православие. Лангемак вообще не помышлял о каких-то точных науках. С детства ему очень хорошо давались языки (кроме русского он свободно говорил на немецком и французском), он мечтал стать филологом и выучить японский. После окончания гимназии (закончил с медалью) он уехал в Петербург, где поступил на филологическое отделение университета. В конце 1916 года 18-летний Лангемак был направлен на учебу в школу прапорщиков при адмиралтействе — специализированное учебное заведение, открытое уже в годы войны. На четырехмесячных курсах молодые люди изучали программу офицерской подготовки, не требующую специальных морских знаний.

Одновременно с Февральской революцией Лангемак окончил школу в звании прапорщика по адмиралтейству. Новые власти определяют его на службу в морскую крепость Петра Великого на Балтике. В революционных событиях он никакого участия не принимал ни в феврале, ни в октябре.
Отучившись на офицерских артиллерийских курсах, а затем служивший на одной из береговых батарей в Финляндии Лангемак узнал, что власть взяли большевики и армии больше нет. После наступления немцев он попадает в плен, но затем возвращается в Россию после Брестского мира.

В 1919 году большевики мобилизуют его как офицера и направляют командиром артиллерийского дивизиона в Кронштадт, где он и провел следующие несколько лет. Позднее он оказался в эпицентре восстания и даже был арестован восставшими как кандидат в члены партии. Правда, вскоре из партии он вылетел, поскольку обвенчался с Еленой Камневой — дочерью царского генерала Владимира Камнева. Но большевики нуждались в толковых специалистах, и Лангемаку позволили учиться в Военно-технической академии РККА (бывшая Михайловская артиллерийская академия).

После учебы его даже хотели назначить начальником артиллерии Черноморского флота. Но еще во время учебы его присмотрел главный русский специалист по ракетной технике (занимавшийся исследованиями еще задолго до революции) Николай Тихомиров. Он забрал талантливого Лангемака к себе в газодинамическую лабораторию.

Вскоре Тихомиров умер и Лангемак фактически доводил ума и завершал работы над его главным детищем — реактивными снарядами.

В 30-е годы в СССР шли интенсивные работы по созданию ракет. Разрабатывались ракеты как с пороховым, так и с жидкостным реактивными двигателями. Для концентрации усилий в области создания ракетной техники будущий «немецкий шпион, троцкист и заговорщик» М.Н. Тухачевский 21 сентября 1933 года подписал приказ о создании на базе ленинградской газодинамической лаборатории и московской группы изучения реактивного движения Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). Именно после его образования работы в области советской ракетной техники приобрели военную направленность и получили мощный импульс. С 1935 года по тактико-техническому заданию Главного управления ВВС и Управления связи РККА велось создание крылатых ракет проектов 212 и 216 ("земля-земля"), 217/1 и 217/2 ("земля-воздух"), 301 ("воздух-воздух"). Работы в Реактивном НИИ в 30-х годах велись по двум направлениям: реактивные снаряды разрабатывались отделом, которым руководил Георгий Лангемак ; другой отдел РНИИ разрабатывал крылатые ракеты, в нем ведущими специалистами были Сергей Королев и Валентин Глушко.

В 1937 году, вскоре после премирования за особые отличия в разработке новейших видов вооружений, за Лангемаком пришли хмурые люди из НКВД. После казни Тухачевского в июне 1937 стали приходить практически за всеми его "выдвиженцами", причем даже за теми, которые его и в глаза не видели.
Впрочем, в условиях поощрения государством массового доносительства могли обойтись и без Тухачевского. Волна доносов захлестнула все учреждения и предприятия СССР, в том числе и Реактивный НИИ. Рядовой, но явно (по его мнению) недооцененный начальством, инженер Костиков написал донос, в котором критиковались действия ведущих специалистов РНИИ и квалифицировались как "вредительство".

Вскоре был арестован директор РНИИ Клейменов, а с ним за компанию и все руководители отделов и направлений. Именно Костикову доверили писать техническую экспертизу по вредительству. Дальше все было в лучших традициях того времени. На Клейменова и Лангемака повесили контрреволюционную деятельность, работу на немецкую разведку (Лангемак же был немцем, так что все логично) и создание диверсионно-террористической троцкистской группы.

Георгий Эрихович Лангемак, фото НКВД


11 января 1938 года Лангемака расстреляли. Лавры крестного отца «Катюши» достались Костикову, который очень удачно подсуетился, стал директором РНИИ, Героем Соцтруда и главным создателем "Катюши". Реабилитировали Георгия Лангемака в 1955г.