Россияне чувствуют себя, как в дефолтном 1998-ом

На модерации Отложенный

Тут третьего дня московскому гауляйтеру Сергею Бордюрычу Похорошелле, решившему бюджет города в долговую яму столкнуть, по-отечески мягко, но вполне недвусмысленно скомандовали «Фу!» Случай симптоматичный, и вот почему. Во-первых, он косвенно говорит о том, что у начальства есть большие сомнения насчет достаточности кубышки (что б они там официально не заявляли). Во-вторых, Бордюрычу, - который хоть и не семи пядей, но отлично понимает, что свести бюджетные концы с концами можно только путем дальнейшей девальвации деревянного, а раз так – то имеет смысл набрать рублевых долгов, которые, глядишь, к моменту расплаты существенно обесценятся, - так вот Бордюрычу ясно дали понять, что затягивать долговую удавку на шее граждан (ибо расплачиваться-то по векселям в конечном счете нам) имеет право не кто попало, и не на сколько ему заблагорассудится, а только в строгом соответствии с субординацией. 

А вот любопытный приветик картофельному диктатору прилетел. Но нам, с нашим уклоном в экономику, это интересно не само по себе. А как возможная обкатка способов легитимизации возможных очень жестких санкций – и не против белорусского начальства (оно - не более, чем аперетив), а против российского (как говорится, назвался свержержавным груздем - полезай в кузов). Строго говоря, это нашим привет передали (чтоб с большим нетерпением ждало весточек от старины Христо, о чем я писал тут; да и кибератаки вон шьют), а не автоматчику без рожка. Эти утечки могут быть чем угодно: и своеобразной артподготовкой перед инфонаступлением, и попыткой спровоцировать какие-то опрометчивые шаги, и эхом некого подковерного торга, - но это даже не так уж важно. Важно, что для санкций условия создаются все более благоприятные: чингачгук Байден вон, кажись, и сенат под контроль взял, так что под козырек там, если что, возьмут, как даже нашей дымящейся оргтехнике не снилось. А значит, возвращаясь к экономике, висеть она в ближайшие годы будет на такой сопле, что – не дай бог!

А ведь есть еще и общемировые пандемийные приключения, которые делают крайне туманными перспективы для нефти-кормилицы! Нет, народ-то в мире пужаться вирусной паники, гробящей экономику и спрос на нефть, подустал, хотя СМИ через день верещат то про новую мутацию, то про какие-то особенности уже имеющихся. Так что пару придется поддавать все больше. Но всегда ж можно и новых страшилок подкинуть. Вон взять хоть терроризм, о чем я писал не так давно, в ноябре. Американцы вчерась эту карту с оказией уже разыграли. Правда, для всемирной страшилки это пугало, похоже, придется модернизировать, превратив, скажем, в кибертерроризм. Гораздо же современнее и внушительнее звучит, согласитесь? Ну вот. А если по телевизору еще начнут показывать, как из-за какого-нибудь компьютерного вируса, запущенного злыднями, парализованы, скажем, систиемы аэронавигации или энергообеспечения крупных городов… У-у-у, с такими аргументами население планеты можно какие-угодно «ку» заставить делать!

Даже, знаете, интересно, на сколько у нежного населения развитых стран терпелки хватит, после чего оно запросит стабильности, предсказуемости, безопасности и твердого порядку. Ценой чего угодно. И людям его, не заставив просить дважды, обеспечат. Впрочем, то ж развитых. А мы, как известно, отдельная цивилизация, и тут у нас всё всегда ещё смешнее и беззастенчивей.

Однако я расфантазировался. Вернемся к вопросам более прозаическим.

Надежды россиян на экономическое процветание скукожились до уровня 1998 года (тут самое время передать привет тезке шоколодного яйца с игрушкой внутри, подсуропившему нам об эту пору дефолт!). Умнеют граждане. Медленно, но умнеют.

А вот и верный признак того, что криптовалюту ждут большие неприятности: «народное достояние» начало майнить биткойны, - а, как известно, всё, к чему прикасаются наши антимидасы (кроме их собственных кубышек, разумеется), неминуемо превращается в тыкву. Могу даже предположить, как это будет. Поскольку большие мировые мальчики, судя по некоторым признакам, всерьез собрались сделать мировую денежную систему сугубо электронной, то главным конкурентом для неё и центробанков окажется… ныне торжествующий биткойн. А с конкурентами в мире наживы, ханжества и чистогана, как известно, не церемонятся. Но это дело более отдаленной перспективы.

Тем временем в Китае в 1 января вступил в силу новый Гражданский кодекс, узаконивший систему «Социального рейтинга», тесно связанную с популярным ныне понятием цифрового концлагеря. Собственно, в этом-то и состоит секрет того, что в Китае сейчас не слыхать ни про какой вирус. А всё потому что те задачи и проблемы, которые развитые страны сейчас решают с помощью вирусной паники, Китай на свой лад уже решил. Хотя сходство здесь не столько в целях, сколько в методах их достижения. И проблем у китайцев в экономике и сфере управления тоже хватает, но они несколько другие, нежели у развитых стран. И вот именно на этом концлагерном направлении Поднебесная в некотором роде оказалась впереди планеты всей. Тем интересней, что именно в процессе конкуренции с Китаем и обучения на его ошибках и достижениях, смастерят на Западе.

Словом, в веселые времена живем. И чем больше вокруг технологической прозрачности, тем более становится бардака и непредсказуемости (отчасти нарочно синтезированных, отчасти вполне естественных, - не знаю уж, что вам больше нравится), в том числе и в экономике. При таком раскладе речь идет даже не о том, где тоньше всего, и где, по поговорке, порвется, а о том, какая из костяшек запустит эффект домино. Ибо тонко везде.

Алексей Сокофф