Баронесса Строганова, или Смесь французского со старомосковским
На модерации
Отложенный
О реформах Петра I мы узнаём ещё в школе. В том числе и о том, что в Россию пришёл европейский костюм. Так что приходилось и замужним женщинам и девицам отказываться от привычных свободных одеяний и надевать платья, подчёркивавшие талию, и открывавшие руки и грудь. Нелегко было, конечно, поначалу, и процесс этот растянулся на десятилетия, однако привыкли. И уж при дворе обязаны были появляться одетыми по новой моде в любом случае.
И всё же из правил всегда есть исключения! Вот давайте с таким и познакомимся.
Баронесса Мария Яковлевна Строганова, Роман Никитин, не ранее мая 1724. (сс) Из коллекции Государственного Русского музея, Wikimedia Commons
Мария Яковлевна Строганова была именно таким исключением. Ещё бы! Ведь её супруг, Григорий Дмитриевич, богатейший промышленник, поддерживал Петра финансово (и не только). Впоследствии он получил баронский титул, император стал крёстным отцом второго их с Марией Яковлевной сына...
Так что не удивительно, что для жены (овдовела Мария Яковлевна в 1715) своего сподвижника Пётр сделал серьёзное исключение, разрешив носить старинный русский костюм при дворе. Однако то, что мы видим на известном её портрете - это поразительная смесь двух миров. Французской и русской моды! Французской - потому что эта страна уже задавала модный тон остальной Европе.
Баронесса Мария Яковлевна Строганова, Роман Никитин, не ранее мая 1724.
(сс) Из коллекции Государственного Русского музея, Wikimedia Commons. Деталь.
Никого модного выреза! Что именно представляет из себя нижний слой парчовой одежды, сказать не решусь - верхняя часть кажется распашной, а нижняя - нет. И даже видна некоторая приталенность. Но сшито ровно в том же стиле и из той же ткани, что и традиционные "шубки", "летники", "платна". А вот сверху наброшена бархатная шуба, украшенная вышивкой и отделанная соболем. Но главное - и она, и то, что под ней, открывают руки! Модная европейская длина рукава той поры - три четверти, плюс отделка т.н. "ангажантами". Это волны - или полностью кружевные, или, как у Марии Яковлевны, из тонкой ткани, обшитой кружевом.
В руках же - складной веер. Не опахальце, которое к тому времени уже неплохо знали. А именно складной веер, моднейший европейский аксессуар.
Ну а на голове... Похоже немного на кокошник, правда?
Баронесса Мария Яковлевна Строганова, Роман Никитин, не ранее мая 1724. (сс) Из коллекции Государственного Русского музея, Wikimedia Commons. Деталь.
Однако это т.н. "фонтанж" - высокий головной убор с кружевами, который во Франции вошёл в моду к концу XVII века, а в начале 1710-х из моды вышел . А в России ещё немного, получается, подзадержался.
Словом, наряд получился незабываемым. Между двух миров!
Комментарии
Увы, мне такие тонкости моды не известны. Посмотрел бы просто на портрет и пошёл бы дальше, не вникая в исторические нюансы.
Одета так из-за болезни или беременности?