Конец стабильности.

На модерации Отложенный


2020-й, с его пандемией и протестами, стал значимым для многих. Он принёс трудности тем, кто потерял дома, средства к существованию и любимых из-за коронавируса и недостаточной государственной поддержки; вдохновение активистам, которые несколько лет потратили на привлечение внимания к полицейской жестокости; и досаду тем, кого злит необходимость учитывать интересы других людей (особенно требования расовой справедливости и соблюдения медицинских правил). 2020-й должен был показать всем, что эта система не так прочна, как казалось прежде, и выход всё-таки есть.

Краткая история мифа о процветании.

Наша культура несколько десятилетий ограничена устаревшими предположениями об экономической надёжности и социальной стабильности. Действительно в 1950-70-х годах был период экономического роста, который принёс материальную выгоду многим (в основном, белым) людям. В это время можно было добиться успеха, следуя определённым правилам. Эту систему было за что критиковать: она приносила выгоду далеко не всем, а также эксплуатировала планету. Фабрики выбрасывали загрязнения в атмосферу, водохранилища отравлялись токсичными стоками, шахты разрушали землю, автомобили носились по испортившим ландшафт асфальтовым дорогам, влажные местности осушались ради ферм, которые отравляли природу химикатами, леса вырубались, плотины убивали рыбу, сотни ядерных испытаний разнесли радиацию по всей планете. Людей, которые пытались помешать этому, высмеивали, запугивали, лишали свободы, изгоняли с их земель и убивали.

Однако, в узких рамках того, что представлялось экономическим благополучием в США, многие попали в категорию так называемого «среднего класса», если они готовы были подчиниться. Это никогда не было так хорошо, как представлялось. Этот период, который в США часто просто называется 50-е, ознаменовался распадом традиционных больших семей и местных общин, быстрым ростом и господством телевидения, и деградацией старого здорового образа питания. Так что счастливые домохозяйки вынуждены были глотать таблетки от депрессии.

Но в этот период, если вы были белым мужчиной, вы могли получить работу, просто подойдя к начальнику, взглянув ему в глаза, крепко пожав руку и попросив его. Или, по крайней мере, так утверждали распространители этой мифологии вплоть до правления Рейгана. Затем, в 1970-х, зарплата начала снижаться из-за инфляции, а в 1980-х из-за «экономики просачивания». В 1990-х начались жёсткая экономия и сокращение возможностей. В 2000-х неравенство достигло неприличного уровня, долги резко выросли, а избирательные мошенничества отдали городской электорат в руки богатых. Итак, по правде говоря, США находятся в упадке уже сорок лет! Сорок лет! И мы по-прежнему вынуждены выслушивать тот же старый бред о «награде за тяжёлый труд».

Социальная уловка.

И даже когда вся игра становилась всё более несправедливой и гнетущей, нам продолжали внушать, что в «Америке» у всех равные возможности, и каждый может выйти из грязи в князи, а если кто-то не добился успеха, то сам в этом виноват. Нас принуждали к этому образу жизни, который, как нам внушали, безальтернативен, потому что «таково положение вещей». Запах не только стабильности, но и безальтернативности, сопровождал заявления этого, якобы, благоразумного класса, когда он распространял свою мудрость «успеха».

Важную роль в их заявлениях играла жертвенность и покорность. «Таковы правила», - настаивали они. - «Выполняй их, или разоришься, станешь одиноким и несчастным». Их совет - а вернее, выкручивание рук - довёл миллионы до долгов, несчастливых обязательств и отсрочки удовлетворения. Сомневаться в этой идеологии считалось непатриотичным, а выступление против - преступлением. Добавьте к этому тяжёлую дозу американской исключительности, чтобы никто больше не искал альтернативы, и вы получите общую картину нашего коллективного заблуждения.

Меня всегда возмущали эти люди - всезнайки с унылыми предписаниями и высокомерным поведением, напыщенно исповедующие евангелие так называемой «ответственности», которая, на самом деле, была лишь унизительным подчинением. Они закрывали глаза на исторически подтверждённый факт, что ничто не вечно, и в их грандиозном фасаде уже появились трещины. 2020-й год показал, что они ошибались. Разумеется, соблюдение их правил никогда не приносило тех наград, которые они обещали, но теперь их пузырь лопнул окончательно. Самое большее, что было у них - иллюзорное чувство стабильности - больше не вызывает доверия у большей части населения.

Не может быть никакого «возврата к норме». Экономика никогда не восстановится от ударов этого года. Во-первых, закрылось слишком много предприятий, которые никогда больше не откроются. Во-вторых, слишком многие люди погрязли в долгах задолго до начала этого кризиса. В-третьих, всё больше людей начинает понимать, что полиция - расистский инструмент, который нужно обуздать.

Это долгожданный удар по власти и пропаганде истеблишмента. Надеюсь, что как только потеплеет в 2021 году, мы увидим новый расцвет несогласия. Таким образом, на фоне окончания периода стабильности в США, у нас будет продолжение экономического спада и появление новых форм сопротивления. Но внутренняя обстановка в США - не единственное, что лишилось стабильности, есть ещё и климат.

Климат и цивилизация.

Последние 11500 лет климат Земли был золотым веком для человека: не слишком жарко и не слишком холодно. Это позволило процветать сельскому хозяйству, что привело к возникновению цивилизации. Цивилизация представляла собой мешок, в который было напихано много всего: патриархат, рабство, монотеизм, экоцид, собственность и явное ухудшение здоровья человека. Цивилизация не становилась мягче с возрастом, совсем недавно она придумала индустриализм, колониализм и капитализм. Людям нравится превозносить «чудеса современной медицины», но многое из того, что она лечит - ишемическая болезнь сердца, рак, диабет, эпидемии - это болезни самой цивилизации.

Тем не менее, последние 115 веков были удивительно стабильными, даже несмотря на такие аномалии как Малый ледниковый период и Средневековое потепление. По мере исчезновения этой стабильности, мы сталкиваемся со множеством таких бед как повышение уровня моря, которое затопляет поселения; распространение болезней из-за расширения ареалов тропических насекомых; вымирание животных на суше и в море, включая входящих в рацион человека; ухудшение климата и состояния воздуха в районах проживания людей; увеличение лесных пожаров, наводнений и эпидемий.

Но больше всего меня беспокоит сельское хозяйство. Целые районы, которые используются сегодня для выращивания продовольственных культур, вскоре станут непригодными для этого. То, что сейчас выращивают в Небраске, завтра будут выращивать в Северной Дакоте или даже в Саскачеване, а затем это будет перемещаться всё дальше на север. Политические соображения слишком часто вмешиваются в здравый смысл всеобщих решений. В какой-то момент нам придётся отказаться от современной идеологии национальных государств ради коллективного выживания. Сейчас это может показаться невозможным, но современные националистические представления возникли в конце XIX века. Боюсь, что прежде чем мы поймём это, разразятся новые войны.

«Норма» всё равно не работает.

Нравится нам это или нет, но период климатической стабильности заканчивается в США и на всей планете. Но прежде чем проливать слёзы, мы должны честно задать себе вопрос: Действительно ли США и вся эта цивилизация были хорошими? США оказались жестоким экспериментом поселенческого колониализма, основанным на геноциде, грабеже и рабстве. По сей день богатство создаётся за счёт ужасных нарушений прав человека и открытого экоцида. Граждане империи угнетены и истощены. На кого работает этот режим? Большинство вздохнёт с облегчением, когда исчезнет глобальный агрессор.

Что касается всей цивилизации, то это тоже машина для убийства. Леса она превратила в пустыни (хотя, конечно, здоровая пустынная экосистема также очень важна, как и любая другая). Как и в США, глобальный агро-промышленный комплекс основан на господстве. Он приносит прибыль кучке олигархов, нанося огромный вред природе. Чем скорее эта цивилизация исчезнет, чем скорее начнётся выздоровление.

Я знаю, что эти перемены принесут человечеству множество страданий, и не хочу этого. Я не мизантроп, какими теперь стали слишком многие люди, столкнувшиеся с коллапсом. Я не желаю никому ничего плохого. Тем не менее, я понимаю, что этот режим причиняет боль очень многим, и его конец - хоть и очень хаотичный и болезненный - принесёт облегчение для большинства пострадавших от нынешней «нормы».

Я также не знаю, смогу ли я выжить во время этих перемен, сам столкнувшись со страданиями. Я понимаю, в некоторой, возможно очень малой, степени, что это не зависит от меня. Я могу строить разумные планы, оттачивать практические навыки и подготавливать самые необходимые запасы, но на меня, в любой момент, может обрушиться беда, с которой я не смогу справиться. С чем, вообще, мы не сможем справиться? Думаю, очень со многим, в отличие от пропаганды апологетов этого режима. Наши представления о личной воле и свободе, на самом деле, лишь высокомерные надуманные мифы, которыми мы тешим себя. Вскоре природа нам преподаст урок просветления и смирения.

Что дальше?

Нам не нужна гадалка, чтобы понять, что 2020-й - только начало. Впереди ещё много кризисов и возможностей. Путь будет очень опасным. Пора пристегнуться или выпрыгнуть. Можем ли мы сделать что-то в этой новой неопределённости? Нет, инерция старых сил непреодолима. США просто развалятся, климат просто изменится. Это всё просто и логично. Но всё-таки, мы всегда можем попытаться остаться порядочными людьми, и не забыть о сострадании. В нас есть не только злоба. Те, кто внушает нам, что мы должны им верить, больше не заслуживают доверия. И хотя общая картина коллапса ясна, подробности его неизвестны, и не все они будут болезненными. Впереди нас ждёт что-то прекрасное.


Источник: An End to Stability, Kollibri terre Sonnenblume, counterpunch.org, December 25, 2020.